С.С. Галстян. Ситуативно-ролевые игры как средство методической подготовки — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


С.С. Галстян. Ситуативно-ролевые игры как средство методической подготовки




Исходя из этого, можно отметить и другое преимущество ситуативно-ролевой игры - воспитывающее.
Роли могут быть очень разные: продавец и покупатель, дежурный на железножорожной станции, политик, президент, хозяйка воздушного лайнера или кинозвезда и т.д. Каждый участник ролевой игры может выразить собственный характер и эмоциональность. В соответствии с профессией, статусом, характером, поведением и настроением играемого персонажа открываются широкие возможности для творчества, а также для активизации собственного лексического арсенала. Иными словами, незаметно в процессе игры решается еще одна задача - восстановление и повторение ранее изученных фраз и лексических единиц. Так как конкретная социальная роль допускает многообразие способов ее исполнения, это дает ученику возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности. Атмосфера игры, а также реальная возможность проявить инициативу в совершении речевых поступков делают эту форму работы интересной как для преподавателя, так и для тех, кто вовлечен в игровой процесс обучения.
Ситуативно-ролевая игра предполагает использование целой серии взаимосвязанных речевых ситуаций, которые конкретизируют обстоятельства совершения отдельных речевых поступков и ролевого поведения в целом.
Поскольку она в прямой или косвенной форме включает содержание межличностных отношений, существующих в конкретной группе, то ситуации отношений наполняются актуальным жизненным содержанием и становятся важным фактором в регулировании речевого и неречевого поведения участников игры.
Если квалифицировать ситуационно-ролевые игры по цели и этапу использования, то среди них условно можно выделить коммуникативно-и профессионально направленные игры.
Основное назначение коммуникативно-направленных игр состоит преимущественно в формировании у учеников умений и навыков инициативной устной речи на иностранном языке и повышении общей культуры их поведения в условиях группового и индивидуального общения. Коммуникативно-направленные игры в основном осуществляются на начальном и среднем этапе обучения.
Деловые или профессионально направленные игры цель которых состоит в создании адекватных условий для профессионального овладения иноязычной устной речью и профессиональным этикетом осуществляются на заключительном этапе обучения.
Деловые игры исторически сложились как хозяйственные, управленческие, иммитационные. Они являются новым типом обучения, при котором усвоение знаний, формирование знаний и навыков как бы накладываются на канву профессиональной деятельности. В фундаменте этого обучения, как одного из активных методов, лежат следующие принципы: принцип игрового обучения, моделирования профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности участников; принцип диалогического общения партнеров по играм; принцип проблемности содержания процесса; принцип двуплановости игровой учебной деятельности.
Деловые игры могут быть логическим и естественным продолжением ролевых игр в условиях, когда учащиеся готовы (в плане лингвистическом и профессиональном) реализовать иноязычную речевую профессиональную деятельность.

1 2 3


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды