Л.Р. Волошина. Общий взгляд на современную технологию эффективной коммуникации — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Л.Р. Волошина. Общий взгляд на современную технологию эффективной коммуникации




Таким образом, благодаря творческой деятельности и взаимодействию при общении, раздвигаются границы, лимитированные ранее привычкой восприятия. Это означает, что обучаемый выходит за пределы старых схем мыслительной деятельности, традиционных представлений, поощряется дух экспериментирования, способность к наблюдению, повышается уверенность в себе при контактах с другими, уменьшается сопротивление новому и незнакомому. Обращение к воображению усиливает радость общения с другими.
Овладение иностранным языком в этой связи означает не только языковое, культурное и интеллектуальное обогащение, но также и обогащение переживаний.
Все в большей и большей степени появляется необходимость в развитии «педагогики существования» (Дюфо), которая рассматривает участника процесса обучения уже не просто как обучающегося, а обращается к нему, как к индивидууму в целом; педагогики, которая уважает и развивает индивидуальность и своеобразие обучающихся; педагогики дифференцирования, которая обеспечивает место для самовыражения, оригинальности каждого участника обучения и способствует процессу его индивидуализации. В центре обучения находится личность обучающегося. Не существует разделения между учением и развитием личности обучаемого. Личность обучаемого в учебном процессе не ставится в кавычки. Акт обучения должен способствовать его развитию, автономности.
Второй немаловажной характеристикой является педагогика желания, которая обеспечивает контакт обучающегося с его желаниями, потребностями, интересами. Эта педагогика должна привлечь к себе обучаемых.
Кроме того, педагогика не должна оставлять жизнь на пороге аудитории. Учение должно быть живым актом, процессом непрерывного изменения. Между жизнью внутри и вне пространства обучения не должно быть различия. Учение - это жизненный процесс, а жизнь - это непрерывный процесс учения.
Педагогика - это часть целостного процесса развития. Центр педагогической деятельности уже не лежит только в лингвистической плоскости, а переносится в плоскость отношений, и в первую очередь, в необходимости раскрытия и развития способностей, навыков, отношений и взглядов, которые необходимы для овладения иностранным языком и преимущественно для развития рецепции и способности к выражению. Необходимо упомянуть основные способности, которые ведут к более успешной рецепции и продукции: открытость всему новому, доверие к самому себе, способность вступать в контакты, концентрация, интуиция, способность к игре, способность слушать другого, способность выразить себя как личность, гибкость, способность к репродуцированию, комбинированию, ассоциированию.
Эти способности существуют в каждом. Вследствие воспитания и влияния социального окружения они частично утрачиваются или существуют в зачаточном виде. В процессе развития этих способностей осуществляется овладение языком.
Подход к овладению иностранным языком в настоящее время рассматривается как «разведывание, открытие и экспериментирование в языке». В этом состоит особенно отчетливое различие между педагогикой овладения, которая ограничивается собиранием и накоплением знаний, и педагогикой существования, которая сконцентрирована на развитии личности.

1 2 3 4 5


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды