Л.Р. Волошина. Общий взгляд на современную технологию эффективной коммуникации — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 9


Л.Р. Волошина. Общий взгляд на современную технологию эффективной коммуникации




Общий взгляд на современную технологию эффективной коммуникации
Доцент кафедры Иностранных языков МПИ ФСБ России Волошина Л.Р.

Коммуникативная природа языка наделяет устное высказывание специфическими признаками, отличающими устную речь от письменной нормативной формы. Недостаточная естественность высказывания особенно заметна при анализе процесса обучения иностранными языкам, где формальный синтаксис вступает в противоречие с реальными речемыслительными процессами обучаемых, где построение правильного предложения становится более важной задачей, чем выражение собственной мысли, и где для выражения простой идеи применяются громадные фразы.
В обучении иностранным языкам речемыслительные структуры в формировании и формулировании высказывания не являются первичными, а без этого задача практического овладения иностранным языком остается не полностью решенной. Способность просто развить мысль остается неразвитой.
Тенденции в обучении иностранному языку как средству общения отвечают современным потребностям общества и проявляются в коммуникативной направленности целей, содержания, принципов и методов обучения.
Основополагающей целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, т.е. готовности и способности обучаемых осуществлять иноязычное общение в единстве всех его функций: информативно-коммуникативной (сообщение, объяснение, запрос, восприятие информации), аффективно-коммуникативной (выражение чувств, эмоций, благодарности, убеждения и т.д.), регуляционно-коммуникативной (обращение, просьба, совет, завершение разговора и т.д.), а также в ситуациях, продиктованных профессиональной трудовой деятельностью (банковское дело, маркетинг, управление и т.д.).
Для того, чтобы реализовать все эти функции общения средствами иностранного языка (фонетическими, лексическими, грамматическими, структурными), необходимо овладеть этими средствами и употреблять их в основных видах речевой деятельности, что означает формирование лингвистической компетенции (речевых навыков и умений) как составной части коммуникативной компетенции.
Деловое общение с зарубежными партнерами обусловлено также социальными, психологическими и культурными факторами. Успех в его реализации зависит также от знания страноведческих реалий, особенностей национального поведения, морально-этических ценностей, культурных норм, норм международного этикета и т.д.
Владение современными технологиями эффективной коммуникации поможет правильно понять и применять внутренние преобразования знаковой информации партнера в коммуникативную деятельность и помогут настроиться на восприятие партнера, присоединиться к восприятию партнера, что требуется для эффективной коммуникации.
Все это определяет суть социокультурной компетенции - второй составляющей коммуникативной компетенции.
Выделение вышеперечисленных аспектов позволяет перейти к определению важных компонентов содержания обучения эффективной коммуникации.

1 2 3 4 5


Группа: Сборник научных статей № 9
Категория: Научные труды