Е.А. Свининых. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности наблюдателей на судах при ведении ими промысла морских живых ресурсов в Российской Федерации и США — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 11


Е.А. Свининых. Некоторые проблемы правового регулирования деятельности наблюдателей на судах при ведении ими промысла морских живых ресурсов в Российской Федерации и США




К сожалению, в настоящее время большинство вопросов, касающихся создания механизма правового регулирования рационального использования и охраны морских живых ресурсов отданы на откуп ведомственному нормотворчеству. Указанное имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Последние, на наш взгляд, преобладают над первыми, так как, как правило, возникают проблемные ситуации в связи с недостаточно четким и обоснованным решением поставленных перед ведомством задач. Более того, на практике зачастую затруднительно дать оценку тому или иному нормативному акту федерального органа исполнительной власти, когда он официально нигде не опубликован. В связи со сложившимся положением в этой области правоотношений хотелось бы провести краткий сравнительный анализ с механизмом правового регулирования аналогичных отношений в США.
Контрольные функции помимо членов судовых команд береговой охраны (далее - БОХР) в составе министерства национальной безопасности США, специальных агентов и рыбоохранных инспекторов национальной службы морского рыболовства (далее - НСМР) в составе национальной администрации по океанам и атмосфере (далее - НОАА) при министерстве торговли осуществляют наблюдатели. Обязанность размещать наблюдателей на промысловых судах устанавливается законом Магнусона-Стивенса, законом об охране морских млекопитающих, законом о южно-тихоокеанском тунце, законом о конвенции по атлантическому тунцу и др. Большинство региональных программ об организации работы наблюдателей также соответствуют и требованиям закона об охране исчезающих видов. На основе федерального законодательства США механизм правового регулирования детализируется в ведомственных актах. Непосредственно в Своде федеральных правил (систематизированное издание, включающее нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти США) применительно к определенным видам промысла установлено требование обязательного нахождения наблюдателя на борту американских промысловых судов.
Основное отличие в правовом положении судовых наблюдателей США заключается в том, что они не являются должностными лицами того или иного органа исполнительной власти. НСМР заключает договор подряда (contractor
·s agreement) со специальной компанией-подрядчиком (contractor), в соответствии с которым она предоставляет услуги по подготовке наблюдателей и непосредственно сами услуги наблюдателей. Контроль за деятельностью судовых наблюдателей осуществляют специальные агенты НСМР.
В соответствии с положениями закона Магнусона-Стивенса на министра торговли возлагается обязанность разрабатывать программу всеобщего постоянного наблюдения, в соответствии с которой наблюдатель США должен находиться на борту каждого иностранного рыболовного судна в течение периода, когда это судно ведет промысел в пределах ИЭЗ США. Данные положения были приняты и опубликованы в томе 50 Свода федеральных правил.
Владелец или оператор иностранного промыслового судна, желающего вести промысел в ИЭЗ США, подает за 30 дней до начала квартала список промысловых усилий соответствующему региональному директору или директору по науке и исследованиям и в финансовую службу НСМР. В данный список включается название судна и его международный радиопозывной, ожидаемые даты захода в зону и убытие из нее.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Группа: Сборник научных статей № 11
Категория: Научные труды