А.В. Керекеша. Исторический опыт установления и открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 90-е годы ХХ века — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 11


А.В. Керекеша. Исторический опыт установления и открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 90-е годы ХХ века




Ситуация на границе со странами «ближнего зарубежья» осложнялась и отсутствием договоров о порядке ее пересечения. Воздушное, морское и железнодорожное сообщение по ним осуществлялось помимо пунктов пропуска. Это приводило к тому, что граждане бывших союзных республик и третьих стран, прежде всего государств Азии, Африки, Ближнего Востока, получили возможность беспрепятственно прибывать в эти страны, а затем в Российскую Федерацию.
Значительно осложнилась ситуация на многих участках «старой границы» Российской Федерации. Так, на российско-китайском участке государственной границы в 1992 г. количество попыток провоза контрабандных товаров, включая стратегическое сырье и редкоземельные элементы, возросло в 3 раза.
Таким образом, изменившаяся геополитическая ситуация в постсоветском пространстве привела к нарушению сложившейся ранее единой системы охраны границы и погранично-таможенного контроля. Требовались срочные меры для надежного прикрытия всех участков границы, предотвращения проникновения нарушителей и пресечения контрабанды.
Важным шагом в этом направлении стал Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г.
· 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации», который был направлен в первую очередь на стабилизацию обстановки на границе со странами Балтии, где устанавливалась таможенная граница. Вдоль указанной границы создавалась зона таможенного контроля. До определения и установления государственной границы с указанными республиками осуществление мер по охране таможенной границы временно возлагались на пограничные войска, выводимые с территории этих государств, и органы внутренних дел Российской Федерации.
4 ноября 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации границе России с Латвией, Литвой и Эстонией был придан статус государственной.
В соответствии с достигнутыми межгосударственными соглашениями в 1992 г. начался вывод российских пограничных войск с территории государств Балтии и Азербайджанской Республики, который можно разделить на три этапа.
В ходе первого этапа, с июля по декабрь 1992 г., на государственную границу Российской Федерации с Эстонией, Латвией, и Литвой были выведены части и соединения Прибалтийского пограничного округа.
На втором этапе, с сентября 1992 г. по январь 1993 г., был осуществлен вывод пограничных соединений и частей Закавказского пограничного округа с азербайджанской территории на Государственную границу России с Республикой Грузия и Азербайджанской Республикой.
На третьем этапе, в период с января 1993 г. и в течение 1994 г., российские пограничные войска взяли под контроль государственную границу с Украиной и Белоруссией.
По мере выхода российских пограничных войск на новые рубежи им предстояло решить такие важные задачи, как организация пограничного контроля, особенно на путях автомобильного и железнодорожного сообщения; обеспечение взаимодействия пограничных войск с местными структурами власти и правоохранительными органами в интересах охраны границы и другие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Сборник научных статей № 11
Категория: Научные труды