А.В. Керекеша. Исторический опыт установления и открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 90-е годы ХХ века — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Сборник научных статей № 11


А.В. Керекеша. Исторический опыт установления и открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 90-е годы ХХ века




Исторический опыт установления и открытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 90-е годы ХХ века
Ст. преподаватель кафедры пограничного контроля МПИ ФСБ России полковник Керекеша А.В.

Настоящее и будущее любого государства во многом зависит не только от его внутреннего развития, но и от характера отношений с внешним миром, которые осуществляются главным образом через границы.
Российская Федерация в силу своего исторического развития занимает огромное пространство. Имея выходы к морям, используя большую территорию для международного транзита, она владеет уникальными возможностями для активного и эффективного участия в международной интеграции и воздействия на глобальные политические процессы и жизнь планеты в целом.
Территория Российской Федерации
· это и естественная граница, и естественный мост между Европой и Азией. Через нее проходят кратчайшие коммуникации между европейскими странами и странами Центральной Азии, Среднего Востока, северной части Азиатско-тихоокеанского региона.
Большое значение в обеспечении международного сообщения Российской Федерации с другими государствами занимают пункты пропуска через государственную границу, устанавливаемые на путях международного автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и приграничного сообщения. Кроме того, пункты пропуска входят в пограничное пространство, в пределах которого осуществляется пограничная политика Российской Федерации.
В настоящее время под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости, и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Сложившаяся к середине 80-х гг. XX в. на территории СССР система пунктов пропуска через государственную границу позволяла органам пограничного контроля успешно выполнять возложенные на них задачи по пропуску через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров и обеспечивала международное сообщение Советского Союза с другими государствами. Однако «перестроечные» процессы, происходившие в 1985-1991 гг. в СССР и странах «социалистического содружества», резко изменили внешнеэкономические отношения. В результате начатой в Советском Союзе экономической реформы предприятия получили право на внешнеэкономические связи, и уже в 1988 г. на внешние рынки самостоятельно вышли 55 министерств и ведомств, более 100 объединений, предприятий и организаций. Было создано 43 совместных предприятия с фирмами из 17 стран, а в апреле 1989 г. их количество достигло 400.
К 1990 г. поток лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу резко возрос. По сравнению с 1985 г. его объем увеличился на 45 процентов. При этом, если до 1985 г. прирост потока составлял в среднем 2-3 процента в год, то после 1985 г. он составил 12 процентов. Для обеспечения организованного пропуска через государственную границу возрастающего пассажиро- и грузопотока потребовалось увеличение количества пунктов пропуска, усиления имеющихся и создания новых частей и подразделений пограничного контроля.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Сборник научных статей № 11
Категория: Научные труды