И.А. Скляров. Досудебное производство: стадия возбуждения уголовного дела. проблемы применения УПК РФ и возможные пути их решения (из опыта работы военной прокуратуры ФПС России в условиях нового уголовного судопроизводства) — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)


И.А. Скляров. Досудебное производство: стадия возбуждения уголовного дела. проблемы применения УПК РФ и возможные пути их решения (из опыта работы военной прокуратуры ФПС России в условиях нового уголовного судопроизводства)




Представляет также, что в действующей редакции части 1 ст. 144 УПК РФ упоминание о возможности привлечения специалистов к участию в производстве документальных проверок и ревизий, с учетом положений ст. 58 УПК РФ, лишено смысла по той простой причине, что уголовно-процессуальным законом не определен ни процессуальный порядок проведения процессуальных действий, указанных в ч.1 ст. 144 УПК РФ, ни порядок привлечения к участию в этих действиях специалиста.
Подводя промежуточный итог, следует признать, что серьезные пробелы в процессуальной регламентации действий органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора на стадии проверки сообщения о преступлении дают потенциальную возможность как участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты, так и другим участникам уголовного судопроизводства по формальным основаниям обжаловать в порядке ст.ст. 124-125 УПК РФ в суд практически любое постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное по результатам рассмотрения и проверки сообщения о преступлении. И, к сожалению, подобные прецеденты уже отмечены в военных прокуратурах пограничных органов и пограничных войск.
В этой связи представляется, что уголовно-процессуальным законом должна быть более четко регламентирована деятельность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора по проверке сообщений о преступлениях, в частности:
определен процессуальный порядок получения объяснений (в частности, порядок вызова для дачи объяснений, ответственность за неявку без уважительных причин, процессуальные права лиц, вызванных для дачи объяснений и т.п.), порядок истребования необходимых материалов и документов, в том числе в целях их дальнейшего использования в процессе доказывания по уголовному делу;
определен процессуальный порядок производства документальных проверок и ревизий;
определены возможность и процессуальный порядок получения заключений специалистов (применительно к порядку, установленному ч. 3 ст. 80 УПК РФ);
определен порядок принятия на стадии проверки тех или иных решений и, соответственно, порядок вынесения соответствующих постановлений (о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки, о назначении ревизии, о поручении специалисту проведения исследования и т.д.);
расширен перечень оснований для продления до 30 суток срока проверки сообщения о преступлении (в частности, необходимость получения заключения специалиста);
определен процессуальный порядок принятия решения о передаче сообщения по подследственности либо в суд и вынесении соответствующего постановления.
Говоря о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, следует отметить, что практика возбуждения уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения (ст.ст. 146, 147 УПК РФ) в деятельности военных прокуратур пограничных органов и пограничных войск ФСБ России, а также органов дознания Пограничной службы ФСБ России сформирована достаточно четко, и каких-то особых проблем при формировании этой практики не было.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Группа: Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)
Категория: Научные труды