Т.Е. Руденко. Коллегия суда присяжных при рассмотрении уголовных дел в военных судах — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)


Т.Е. Руденко. Коллегия суда присяжных при рассмотрении уголовных дел в военных судах




Коллегия суда присяжных при рассмотрении уголовных дел в военных судах
Преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин МПИ ФСБ России майор юстиции Руденко Т.Е.

Суд присяжных имеет длительную историю. Он возник в Англии в XI веке как форма противостояния королевскому коронному суду и постепенно в различных видах появился в других европейских государствах.
В России суд присяжных появился в результате судебной реформы 1864 года, осуществленной Александром II, однако, ввиду его демократической направленности постепенно из его юрисдикции были исключены дела о политических преступлениях и некоторые другие составы. После Октябрьской революции суды присяжных вместе с другими органами юстиции были отменены Декретом «О суде»
·1. Поэтому, на наш взгляд, не верно говорить о возникновении суда присяжных в РФ. В РФ суд присяжных был возрожден в ходе судебной реформы 1993 года и законодательное закрепление получил в Законе РФ от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». Часть 2 ст. 47 Конституции РФ закрепляет право каждого обвиняемого в совершении преступления на рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Суду присяжных подсудны уголовные дела о преступлениях, за которые в виде наказания могут быть назначены: лишение свободы сроком до 25 лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь. Суды присяжных действуют на уровне судов субъектов РФ и приравненных к ним военных судов.
Военнослужащие, как и все остальные граждане РФ, в соответствии со ст. 47 Конституции РФ имеют право на рассмотрение их дел судом присяжных. Это право отражено в п. 2 ч. 1 ст. 15 ФКЗ от 23 июня 1999 года «О военных судах РФ», в котором говорится, что окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела, отнесенные к его подсудности в составе коллегии, состоящей из трех судей, либо судьи и коллегии присяжных заседателей, состоящей из судьи и народных заседателей.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 80 Закона РФ от 16 июля 1993 года из списков присяжных заседателей могут быть исключены военнослужащие. Таким образом, возникает вопрос, кто будет являться присяжным заседателем при рассмотрении уголовных дел в военных судах? Если допустить, что присяжными заседателями в военных судах будут гражданские лица, то теряется смысл самих военных судов. Если же исключить п. 6 ч. 4 ст. 80 Закона РФ от 16 июля 1993 года, т.е. допустить, чтобы военнослужащие могли быть присяжными заседателями без каких-либо исключений, то возникает вопрос о «качественном» составе такого жюри присяжных. Ведь может сложиться ситуация, при которой дело о преступлении, совершенном, например, генералом, будет слушаться рядовым или младшими офицерами, что противоречит, на наш взгляд, нормам субординации. Представляется целесообразным вернуть положение, которое было закреплено в Положении «О военных трибуналах», касающееся персональной подсудности.

1 2


Группа: Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)
Категория: Научные труды