Е.Е. Кондратьев. К вопросу о возможных путях решения проблемы защиты свидетелей — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)


Е.Е. Кондратьев. К вопросу о возможных путях решения проблемы защиты свидетелей




Необходимо четко понимать, что само по себе принятие такого закона в Российской Федерации еще не есть окончательное решение проблемы защиты участников уголовного судопроизводства. Оно будет лишь началом для значительной работы по усовершенствованию действующей законодательной базы, а также по практической реализации деятельности по защите.
Кроме того, построение эффективной системы защиты свидетелей и потерпевших немыслимо без соответствующего организационного, ресурсного, информационного и иных видов обеспечения данной деятельности. Как справедливо отмечает О.А. Зайцев, «организация государственной защиты участников уголовного судопроизводства включает в себя концептуальные вопросы управленческого характера, ресурсного и информационного обеспечения
· государственной защиты», без решения которых невозможно ее создание на практике. «Эти вопросы касаются формирования и обеспечения деятельности специальных подразделений, призванных реализовывать меры безопасности; организации взаимодействия этих подразделений с органами дознания, следствия, прокуратуры и суда; функционирования социально-правовой системы защиты участников уголовного судопроизводства; создания специальных фондов для оказания помощи жертвам противоправных воздействий и других проблем управленческого уровня. Их успешное решение во многом предопределяет успех государственной защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений в целом». Без реализации указанных положений, без создания надлежащей основы для осуществления деятельности по защите участников уголовного судопроизводства говорить об эффективном функционировании системы их защиты бессмысленно.


 Письмо Министерства юстиции Российской Федерации в Государственную Думу от 18 февраля 1994 г.
· 06-70/92-94.
 См.: Соловьев Н. Реформа следственного аппарата: от перераспределения подследственности до модернизации УК // Российская юстиция. - 2000. -
· 12. - С. 2.
 См.: Палеев М. Почему Президент России отклонил закон о защите потерпевших и свидетелей // Российская юстиция.
· 1998. -
· 1. - С. 8; Петрухин И.Л. Защита лиц, содействующих правосудию // Государство и право. -
· 1. - 1999. - С. 70-74.
 Например, в США система защиты участников уголовного судопроизводства не является исключительной прерогативой лишь одного государственного органа. В США она является многоуровневой, то есть в ней участвуют как федеральные органы власти, так и органы власти штатов и отдельных муниципальных образований. При этом наблюдается не столько "разграничение", сколько "объединение" полномочий в данной области. Так, непосредственно маршальская служба выполняет преимущественно "техническую" сторону деятельности, то есть непосредственно осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного лица. Жилые помещения для переселения свидетеля (иного участника процесса), его семьи выделяют преимущественно власти штатов. Органы власти графств и отдельных городов решают вопросы трудоустройства таких лиц, оказания им психологической и иных видов помощи.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)
Категория: Научные труды