Е.Е. Кондратьев. К вопросу о возможных путях решения проблемы защиты свидетелей — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)


Е.Е. Кондратьев. К вопросу о возможных путях решения проблемы защиты свидетелей




Если обратиться к зарубежному опыту правового регулирования защиты участников уголовного судопроизводства, то он показывает, что данная проблема не везде и не всегда решалась легко и быстро. Зачастую этому предшествовала значительная подготовительная деятельность многих государственных органов. Например, в ФРГ длительное время не было законодательной регламентации вопросов защиты участников уголовного процесса. Отдельные меры, которые принимались подразделениями полиции и другими правоохранительными органами, строились преимущественно на ведомственных подзаконных актах МВД и Министерства юстиции, которые зачастую вступали в противоречие с действующим законодательством. При этом показательна следующая статистика: в 1992 году специальные меры безопасности были применены к 372 свидетелям, а вместе с членами их семей общее число охраняемых лиц составило 657 человек. В период 1995-96 г. в производстве федеральных правоохранительных органов и правоохранительных органов земель находилось 480 дел, в рамках которых принимались меры по защите участников уголовного судопроизводства (преимущественно
· свидетелей). Меры по обеспечению защиты свидетелей применялись в соответствии с совместной директивой рабочей группы II «Внутренняя безопасность», входящей в состав совещания министров внутренних дел земель. Проведение мероприятий по защите свидетелей в аспекте правового регулирования основывалось на институте крайней необходимости, а также иных положениях национального уголовного права. В 1989 году Министерство внутренних дел и Министерство юстиции ФРГ образовали совместную комиссию для решения проблемы борьбы с организованной преступностью. Была подготовлена Концепция охраны свидетелей, на основании которой в 1990 г. были приняты Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране находящихся под угрозой свидетелей. Данные документы закрепляли цели, задачи и функции органов, обеспечивающих защиту лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Тот факт, что на ведомственном и межведомственном уровнях принималось все больше правовых актов, затрагивавших права и свободы граждан и интересы третьих лиц, а также необходимость упорядочить правоотношения, возникающие в данной сфере, привели к тому, что в 1998 году в ФРГ был разработан и принят закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность». Обосновывая необходимость принятия данного нормативного акта, немецкие криминологи указывали на растущий профессионализм и сплоченность организованной преступности в стране. (Представляется, что все это с полным правом можно отнести и к характеристикам преступности в России, где масштабы ее распространения представляют реальную угрозу безопасности государства). Помимо этого, были также внесены значительные изменения в законодательство других отраслей: Кодекс социального права, законы «О регистрации по месту жительства», «О паспортной системе», «О дорожном движении», «Об удостоверениях личности», «Об изменении фамилий и имен», «О гражданстве», «О подоходном налоге» и ряд других. Как видим, вопросы защиты участников уголовного судопроизводства в Германии решались на основе комплексного подхода. Таким образом, более чем пятилетний опыт применения закона о защите участников уголовного судопроизводства можно было бы учесть в законотворческой и правоприменительной деятельности в Российской Федерации.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)
Категория: Научные труды