Э.В. Камалов. К вопросу об определении круга органов дознания — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)


Э.В. Камалов. К вопросу об определении круга органов дознания




Столь дифференцированный подход законодателя в определении круга органов дознания в УПК представляется не совсем корректным по отношению к органам исполнительной власти, так же как и МВД Российской Федерации, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Речь идет об:
- органах Федеральной службы безопасности;
- федеральных органах государственной охраны;
- таможенных органах Российской Федерации;
- службе внешней разведки Российской Федерации;
- министерстве юстиции Российской Федерации;
- органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещества; а также отдельно выделенных в законе оперативных подразделениях органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, наделенных полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий, исключительно в целях обеспечения безопасности указанного органа и только в случаях, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий основных субъектов ОРД.
К тому же ссылка на Закон «Об ОРД», а если быть более точным, на статью 13 Закона, лишенная конкретики, по существу наделяет все без исключения органы исполнительной власти, являющиеся субъектами ОРД, полномочиями по проведению дознания, что само по себе является весьма спорным моментом. Из содержания как ведомственной нормативно-правовой базы таких органов, так и из содержания статьи 151 УПК РФ «Подследственность», функция дознания присуща не всем субъектам ОРД. В связи с этим из общего числа субъектов ОРД необходимо выделить: Федеральные органы государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации; а также оперативные подразделения внешней разведки Министерства обороны РФ, которые, являясь субъектами оперативно-розыскной деятельности, фактически не имеют юридического закрепления за ними функции дознания.
С целью исключения ошибочного предположения об отсутствии функции дознания в деятельности вышеуказанных органов обратимся к нормативно-правовой базе, регулирующей их деятельность.

Федеральная служба охраны Российской Федерации
В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральной службе охраны Российской Федерации» от 2 августа 1996 г.
· 1136 Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом государственной охраны, обеспечивающим в пределах своих полномочий безопасность лиц, (объектов государственной охраны), подлежащих государственной охране в соответствии Федеральным законом «О государственной охране».
В пункте 8 данного положения приводятся основные задачи ФСО России, среди которых, применительно к указанной выше проблеме, необходимо особо подчеркнуть:
- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;
- участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.
Следует также отметить, что обеспечение общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений на охраняемых объектах определено подпунктом «б» пункта 9 в качестве одной из функций в сфере защиты охраняемых объектов, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ФСО России.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Проблемы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (обобщение и анализ опыта применения в 2002-2003 гг.)
Категория: Научные труды