А.М. Чурсин. Исторический опыт подготовки офицера пограничника и современность — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > 70 лет МВИ ФПС России: история и современность


А.М. Чурсин. Исторический опыт подготовки офицера пограничника и современность




Исторический опыт подготовки офицера пограничника и современность
Заместитель начальника кафедры административно-служебной деятельности полковник Чурсин А.М.

В условиях сложной обстановки на границах РФ, а на ряде участков
· в боевой обстановке (Северный Кавказ, Таджикистан), возросли требования к профессиональной подготовке будущих офицеров-пограничников. Сегодня выпускнику института необходимы широкие военные, общественно-экономические и юридические знания, высокая культура и профессиональное пограничное мастерство. Сложность и многогранность решаемых задач на границе обязывают его соединять в себе качества руководителя, всесторонне подготовленного организатора охраны границы, обучения и воспитания личного состава, умеющего охватить и пронизать своим влиянием все стороны службы, боевой учёбы и воспитательной работы, жизни и быта пограничников.
С преобразованием пограничного училища в институт значительно расширились возможности по более качественной профессиональной подготовке курсантов. Создан ряд новых кафедр, переоборудованы и технически оснащены специальные классы, появилась возможность по внедрению современных средств обучения. Значительно обновился профессорско-преподавательский состав, повысился его научный потенциал и профессионализм.
В формировании профессионального мастерства у будущих офицеров границы участвуют все кафедры, отделы, весь профессорско-преподавательский состав, офицеры подразделений. Однако ведущее место принадлежит кафедре АСД (в прошлом кафедра службы и тактики ПВ).
Анализ исторического опыта подготовки офицеров-пограничников свидетельствует о том, что на кафедре СТПВ вопросы профессиональной подготовки всегда находились в центре внимания у руководства и преподавателей кафедры. Достаточно сказать, что по вопросам профессиональной подготовки непреложным правилом на кафедре было проведение научно-практических конференций, обмена опытом по привитию курсантам практических навыков, научные сообщения ведущих преподавателей, обсуждение итогов войсковой стажировки курсантов, отзывов на выпускников училища, встречи с офицерами Оперативного управления штаба ГУПВ и т.п.
Хотелось бы остановиться только на вопросах привития курсантам профессиональных умений и навыков и основных путях формирования профессиональных качеств, К ним можно отнести: обучение курсантов в системе пограничных суток на учебной пограничной заставе; войсковая практика курсантов; пограничные учения на 3 и 4 курсах; войсковая стажировка. Уровень подготовленности к выполнению обязанностей офицера пограничной заставы проверялся на государственном экзамене по ТПВ, где наряду с теорией проверялся уровень профессиональной подготовки на практическом экзамене на учебной заставе 5-го учебного центра. Курсовой экзамен на выпускном курсе проводился по образцу и подобию государственного экзамена.
Обучение курсантов в системе пограничных суток на учебной заставе предусматривало на 1-ом курсе привитие им практических навыков несения службы в различных видах пограничных нарядов. На этих занятиях преподаватели и офицеры подразделений выполняли обязанности должностных лиц пограничной заставы, а курсанты выступали в роли солдат и сержантов. Одновременно преподаватели уже привлекали курсантов к выполнению отдельных обязанностей офицера заставы. Например, они проводили боевой расчёт, отдавали приказы на охрану границы нарядам и т.п. после инструктажа и под руководством преподавателя.

1 2 3 4


Группа: 70 лет МВИ ФПС России: история и современность
Категория: Научные труды