Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > 70 лет МВИ ФПС России: история и современность


Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года




В этой связи в циркуляре Департамента полиции от 24 октября 1901 года
· 5333 жандармским чинам предписывалось "... установить тщательное рассмотрение текста заграничных паспортов, в виду замечаемого обилия таких, первоначальный текст коих выправлен и заменен новым подложным",1 а также обращать особое внимание на визы в паспортах иностранных граждан, выезжавших из России. Для выяснения их поддельности рекомендовалось иметь в каждом пограничном пункте визы других пунктов, отпечатанные на кальке для того, чтобы путем наложения на паспорта можно было определять действительность виз.
Эти и другие меры такие, как проведение опроса российских подданных, прибывавших в Россию без документов, проверка наличия проездных документов у иностранных граждан, были призваны на данном этапе обеспечивать качество проводимой проверки документов, выявление и задержание нарушителей паспортно-визового режима и тех иностранцев, истинные цели прибытия которых не соответствовали заявлениям при получении визы на въезд в империю.
В российском законодательстве, определявшем порядок пропуска иностранных граждан через границу, формулировались положения относительно пропуска нежелательных иностранцев. Паспорта не выдавались: лицам, которым поименно запрещался правительством въезд в Россию, а также тем, кто признавался неблагонадежным на основании сведений учреждений МИД России за границей. Кроме того, запрещалось пропускать лиц, не имевших средств к существованию и обоснованных целей поездки, то есть праздношатавшихся. Был сделан существенный шаг в формировании ведомственной нормативной правовой базы, регламентировавшей деятельность по пропуску через границу. Но вместе с тем продолжали иметь место серьезные недостатки и противоречия в законодательстве России, международных соглашениях и договорах, регулировавших порядок пересечения границы.
Законодательством Российской империи определялась такая норма, согласно которой договорами России и сопредельным государством устанавливался наиболее благоприятный порядок пропуска приграничных жителей, в части документов на право пересечения границы. Определялись пункты пропуска и места пребывания такой категории иностранцев на территории России. Проводя аналогию с современными положениями относительно пропуска, можно считать, что такой пропуск осуществлялся в упрощенном порядке.
Закон, предоставлявший право перехода границы по легитимационным билетам имел цель облегчить, по возможности международные пограничные и торговые сношения, но вместе с тем не определял пределы ведомств пограничников, таможенников и жандармов при пропуске порубежных жителей.
Пропуск лиц в упрощенном порядке проводился, как правило, в местах расположения переходных пунктов и обоюдных рогаток, находившихся в ведении чинов ОКПС, по краткосрочным легитимационным билетам установленной формы и признаваемым на сопредельных территориях. Но законодательство несколько противоречиво определяло пределы полномочий. Фактически, уже в начале XX века функция по проверке документов у следовавших за границу российских и иностранных подданных, почти во всех пунктах пропуска, выполнялась жандармами.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: 70 лет МВИ ФПС России: история и современность
Категория: Научные труды