Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > 70 лет МВИ ФПС России: история и современность


Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года




Усложнение задач по защите экономических и политических интересов Российской империи требовали объединения усилий пограничной стражи, таможенников и жандармов, в том числе и по борьбе с контрабандой в пунктах пропуска на путях международного сообщения.
Досмотр транспортных средств, грузов и товаров являлся одним из основных способов осуществления таможенного надзора силами жандармов и таможни, главной целью проведения которого было выявление, и задержание нарушителей правил пересечения границы, грузов и товаров, запрещенных к перемещению через нее. Таким образом, в процессе таможенного досмотра отчасти решались экономические и полицейские задачи, стоявшие и перед русской таможенной системой.
Проверка документов у лиц при пропуске через границу, согласно Устава о паспортах 1903 года, возлагалась на таможенников и в некоторых портах и пограничных местах империи - на чинов Отдельного корпуса жандармов. Например, проверка паспортов в Виндавском порту осуществлялась чинами Санкт-Петербургско-Виндавского жандармского управления, на железнодорожной станции и в переходном пункте Гербы-Русские - чинами Варшавского жандармского полицейского управления железных дорог и др.
Основанием для пропуска лиц, транспортных средств, грузов и товаров, согласно внутреннего законодательства и международных договоров являлось наличие действительных документов на право въезда лиц в страну или выезда (как правило, паспорт, и в некоторых случаях для иностранцев - разрешение российского правительства, позднее трансформировавшееся в современное понятие «виза») и документов на перемещавшиеся грузы, товары.
По общему правилу, основным путевым документом являлся паспорт, в ряде случаев для пересечения границы необходимо было официальное разрешение российских властей, трансформировавшееся позднее в современное понятие «виза».
Рассматривая паспорт, как основной документ, подтверждавший право пересечения границы, можно выделить ряд особенностей: во-первых, главной функцией паспорта было удостоверение статуса его владельца - лица, состоявшего в подданстве того или иного государства, и следовавшего через границу с определенной целью: туризм, лечение, учеба, переселение на новое место жительства, по казенным делам или другой надобностью. Во-вторых, паспорт давал возможность выявлять лиц, нежелательных для въезда и пребывания в Российской Империи и создававших угрозы безопасности государства. В-третьих, функция идентификации личности владельца отступала на второй план, так как паспорт содержал лишь общее описание личности владельца, которое не позволяло сделать вывод о принадлежности документа. В-четвертых, паспортная система пропуска сформировала тактику действий лиц, нарушавших режим пересечения границы. Наиболее характерными особенностями, которой являлись: следование установленным порядком, но с целями, не совпадавшими с теми, которые указывались в документах, использование паспортов с элементами подделок, просроченных, несоответствовавших образцам, невизированных заграничными учреждениями МИД.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: 70 лет МВИ ФПС России: история и современность
Категория: Научные труды