Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > 70 лет МВИ ФПС России: история и современность


Т.В. Иванова. Исторические аспекты развития пограничного контроля на путях международного сообщения России до октябрьской революции 1917 года




Документы для пересечения государственной границы признавались действительными, если они были оформлены в установленном порядке, не просрочены и не вызывали сомнений в их подлинности и принадлежности владельцам. Так, в циркуляре Департамента таможенных сборов от 29 мая 1908 года
· 16085 отмечалось, что не просроченным национальным паспортом иностранца "почитается паспорт, после консульской визы которого не прошло более 6 месяцев, независимо от срока, на который паспорт выдан иностранной властью".1
Закон также определял, что отдельные лица, даже при наличии у них действительных документов на право въезда в Россию, могли быть не пропущены через границу по соображениям государственной безопасности или по иным мотивам, которые, кстати, не всегда указывались в законодательных актах Российской империи.
Требования нормативно-правовых документов обязывали таможенников, пограничников, жандармов в совершенстве знать все виды российских и иностранных документов, дававших право на пересечение границы, уметь распознавать подделки в них, выявлять фальшивые паспорта, распознавать лиц, предъявлявших чужие документы, выявлять в потоке пассажиров лиц, которым въезд в Россию и выезд из нее был закрыт. Все это требовало высокой профессиональной подготовленности и компетентности при выполнении задач по пропуску лиц через государственную границу. Такие меры, как проведение опроса российских подданных, прибывавших в Россию без документов, проверка наличия проездных документов у иностранных граждан, были призваны на данном этапе обеспечивать качество проводимой проверки документов, выявление и задержание нарушителей паспортно-визового режима и тех иностранцев, истинные цели, прибытия которых не соответствовали заявлениям при получении визы на въезд в империю.
Вместе с тем, как показывает анализ правового регулирования деятельности по контролю за порядком пересечения государственной границы лицами, оно имело серьезные пробелы и недостатки, например, сложный и недостаточно ясный механизм оформления паспорта, противоречивое и нечеткое выделение пределов ведомств при проверке документов и последовательности ее проведения, не всегда законно обосновывались мотивы для отказа в пропуске, система наказаний часто не предусматривала определение степени ответственности за нарушения правил пересечения границы и пособничество в пропуске нарушителей должностных лиц, не уделялось должное вниманию практике стимулирования, поощрения должностных лиц и т.д.
Контроль за соблюдением законности пересечения границы лицами, транспортными средствами, перемещением грузов и товаров являлся одним из важнейших видов деятельности государства по обеспечению защиты его экономических, военно-политических, социально-этнических и других жизненно важных национальных интересов. В связи с многообразием целей и задач он осуществлялся не одним, а многими ведомствами.
Фактически Министерство финансов, МВД, МИД во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами принимали непосредственное участие в создании единой законодательной системы пропуска, их структурные подразделения осуществляли функции по ее реализации на путях международного сообщения.

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Группа: 70 лет МВИ ФПС России: история и современность
Категория: Научные труды