О.С. Некрасов. Правосубъектность организаций пограничной службы в рамках земельных отношений — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти


О.С. Некрасов. Правосубъектность организаций пограничной службы в рамках земельных отношений




Правосубъектность организаций пограничной службы в рамках земельных отношений
старший лейтенант Некрасов О.С., адъюнкт МВИ ФПС РФ

Правовые преобразования в Российской Федерации, проводимые в последнее время, не могли не затронуть широкий пласт общественных отношений, связанных с землей. Земельная реформа, третий этап которой проводится на текущий момент, повлекла за собой кардинальное изменение законодательства, изменилась вся система земельных правоотношений на основе введения многообразия и равенства форм собственности и форм хозяйствования.
Земельные вопросы не могут обойти Пограничную службу Российской Федерации органы (включая ФПС России), войска и организации которой (далее - организации Пограничной службы), выступают в качестве активных субъектов земельных правоотношений.
В совокупности вопросов, способных привлечь внимание своим спорным характером, связанных с правосубъектностью организаций Пограничной службы в сфере управления землями, можно выделить две основных группы:
отношения вещно-правового (частноправового) характера. В отмеченную группу входят отношения, связанные с полномочиями владения, пользования, распоряжения землями, вопросы предоставления земель для нужд Пограничной службы и изъятия земель;
отношения публично-правового характера, связанные с землями, предоставленными для нужд Пограничной службы. В отмеченную группу входят отношения, связанные с государственным управлением в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра.
В сфере земельных вещно-правовых отношений на сегодняшний день обострен вопрос правосубъектности организаций Пограничной службы. На текущий момент весьма проблематичным представляется мнение о способности войсковых частей Пограничной службы иметь вещные права (включая право оперативного управления) на земельные участки, на которых они расположены. Рассматриваемое положение напрямую связано с введенной в действие с 1 января 1995 года статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившей обязательный порядок государственной регистрации юридических лиц. Имеется мнение, подтвержденное практикой Высшего арбитражного суда РФ, о возможности признания организаций Пограничной службы юридическими лицами в случае, если они были созданы до принятия установленного этими нормами порядка государственной регистрации. При этом надо отметить, что организации, созданные после введения обязательной регистрации и не прошедшие государственную регистрацию, не считаются созданными, т.е. не являются юридическими лицами. На сегодняшний день к этой категории относятся все пограничные отряды Юго-Восточного регионального управления, а также иные организации, до сих пор не получившие статус юридического лица.
Безусловно, согласно ст. 5 Земельного Кодекса Российской Федерации, участниками земельных отношений могут выступать только граждане, публично-правовые образования и юридические лица. Исходя из такой трактовки ЗК РФ, организации Пограничной службы, не являющиеся юридическими лицами, не являются субъектами земельных правоотношений, они не могут иметь субъективные земельные имущественные и неимущественные права, иметь и исполнять субъективные обязанности. Однако практика, складывающаяся в сфере деятельности подобных организаций порой противоречит этим положениям. Так, имеется огромное количество примеров закрепления земельных участков за войсковыми частями на праве постоянного (бессрочного) пользования. Некоторые войсковые части в противоречие с установленным порядком, осуществляют постановку на учет в налоговые органы, получив ИНН, таким образом причисляют себя к плательщикам земельного налога.

1 2 3 4


Группа: Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти
Категория: Научные труды