Г.А. Могилевский. Концепция гражданско-правового статуса военных организаций — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти


Г.А. Могилевский. Концепция гражданско-правового статуса военных организаций




Говоря о правовом режиме имущества военных организаций представляется целесообразным отметить следующее: обособленное имущество военной организации закреплено за ней на различных правовых основаниях. Одна часть имущества военной организации, полученная от собственника-учредителя по смете, находится у нее на праве оперативного управления. Другая его часть, приобретенная федеральным военным учреждением на доходы от разрешенной учредителем деятельности, приносящей доход, и учитываемая на отдельном балансе, находится на особом вещном праве
· «праве самостоятельного распоряжения», предполагающем некоторое расширение содержания правомочия распоряжения конкретным видом имущества.
Излагая объем и пределы гражданской правосубъектности военных организаций, необходимо признать следующее:
во-первых, правосубъектность
· объективно существующая, реальная правовая категория суть сумма возможностей, закрепленных в правоспособности
· как возможности правообладания, порождающей в процессе своей реализации на основе юридических фактов конкретные субъективные права и обязанности и дееспособности
· как способности своими действиями реализовывать правовые возможности, заключенные в правоспособности;
во-вторых, пределы гражданской правосубъектности федеральных военных учреждений (войсковых частей) детерминированы тем, что она представляет по сути особую форму проявления компетенции их единоличных органов как совокупности властных прав и обязанностей, которыми последние наделяются с целью осуществления возложенных на военные организации публичных функций. Субъективные права и обязанностей военных организаций как юридических лиц приобретаются по мере реализации ими правосубъектности и возможны лишь в границах, очерченных компетенцией их единоличных органов.
Представляется правомерным суждение о том, что войсковая часть как государственное военное учреждение может участвовать в некоторых договорных обязательствах с целью получения дополнительных средств, составляющих доходы от разрешенной деятельности, для формирования источников внебюджетного финансирования своей деятельности. Именно в этом видится справедливость вывода о выполнении договором регулятивной функции1. Закрытый перечень разрешенных видов деятельности, должен быть изложен в Федеральном законе «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций».
Говоря о специфике гражданско-правовой ответственности военных организаций как завершающем элементе концепции гражданско-правового статуса военных организаций, можно выделить наиболее характерные ее черты:
не подлежит сомнению, что по их обязательствам как федеральных военных учреждений, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет Российская Федерация в лице управомоченного государственного органа исполнительной власти, где федеральным законом предусмотрена военная служба;
исполнение судебных актов, вынесенных в отношении военных организаций-должников, должно осуществляться не судебными приставами-исполнителями, а территориальными органами федерального казначейства, где у военных организаций открыты счета как по учету получаемых бюджетных средств, так и средств, полученных от разрешенной деятельности.

1 2 3


Группа: Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти
Категория: Научные труды