Г.А. Могилевский. Концепция гражданско-правового статуса военных организаций — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти


Г.А. Могилевский. Концепция гражданско-правового статуса военных организаций




Концепция гражданско-правового статуса военных организаций
Г.А. Могилевский

Актуальность установления гражданско-правовой природы воинских формирований детерминирована трансформационными изменениями, происходящими в России на рубеже двух тысячелетий, которые ставят серьезные и крайне сложные проблемы социального бытия. Многое как в самом государстве и праве, так и в юридических науках требует критического переосмысления. Это в полной мере относится и к цивилистической мысли, к ее постулатам, их происхождению и влиянию на судьбы общественного развития.
В динамичной государственно-правовой, управленческой и экономической практике возникает множество отношений между субъектами права, имеющими различную правовую природу. Современная социально ориентированная экономика рыночного типа предполагает участие в имущественном обороте на паритетных началах также публично-правовых образований (в нашем случае
· военных организаций). Однако, в настоящее время организационно-правовые формы военных организаций как юридических лиц, правовой режим закрепленного за ними имущества, порядок создания и регистрации, формы и способы участия военных организаций в гражданском обороте, специфика регулирования договорных отношений с их участием, деятельность военных организаций, приносящая доход, а также проблемы договорной ответственности должным образом не урегулированы. О необходимости разрешения заявленной проблемы свидетельствует тот факт, что вопросы правового положения и финансово-экономической деятельности военных организаций рассматривались на парламентских слушаниях 19 февраля 2001 г. как элементы концепции законодательного обеспечения обороны страны1. Неразрешенность названных проблем приводит к трудностям не только материального, но и процессуального порядка, когда суды как общей юрисдикции, так и арбитражные суды сталкиваются с затруднениями в определении гражданско-правового статуса военных организаций и вовлечения их в соответствующий процесс в качестве полномочного участника. Вследствие изложенного необходима выработка концепции гражданско-правового регулирования статуса военной организации, основными элементами которой могли бы стать: узакононение организационно-правовой формы военной организации как юридического лица, установление порядка его образования и регистрации, отграничение объема и пределов их правосубъектности, особенности ее реализации в гражданском обороте и выявление специфики их договорной ответственности.
Исходя из характера публичных функций, возложенных на военные организации, и специфики признаков военных организаций как юридических лиц, закрепленных ныне законодателем в ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует признать, что единственно возможной организационно-правовой формой военной организации может быть федеральное военное учреждение
· некоммерческая организация, учреждаемая на праве оперативного управления в пределах своих полномочий главой государства, главой исполнительной власти, федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, для осуществления функций обороны, общественной и национальной безопасности. Установить, что под федеральными военными учреждениями, если не оговорено иное, понимаются такие структурные единицы как центральные и региональные органы военного управления (виды Вооруженных Сил, Главные командования, Командования, военные округа, флота), и объединения и соединения (армии, флотилии, корпуса, дивизии и бригады). Иные структурные единицы воинских формирований, в частности штабы, отделы, службы, полигоны, арсеналы, склады, базы и непосредственно воинские части (подразделения звена: рота
· батальон
· полк) наделить, в случае необходимости, правомочиями филиалов или представительств. При этом внести соответствующие изменения в Федеральные законы «Об обороне», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О Пограничных войсках Российской Федерации», «О железнодорожных войсках Российской Федерации» и другие нормативные акты, регулирующие статус федеральных военных учреждений.

1 2 3


Группа: Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти
Категория: Научные труды