А.А. Голубев. Проблемы субсидиарной ответственности федерального органа исполнительной власти по обязательствам подведомственных бюджетных учреждений — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти


А.А. Голубев. Проблемы субсидиарной ответственности федерального органа исполнительной власти по обязательствам подведомственных бюджетных учреждений




Проблемы субсидиарной ответственности федерального органа исполнительной власти по обязательствам подведомственных бюджетных учреждений
Адвокат межрегиональной коллегии адвокатов помощи предпринимателям и гражданам, аспирант МВИ ФПС России Голубев А.А.

В системе юридических лиц созданных федеральными органами исполнительной власти создано и функционирует большое разнообразие учреждений, финансируемых из федерального бюджета. Выполняя свои задачи, эти учреждения в настоящее время становятся активными участниками гражданских правоотношений, выступая стороной в различных сделках и приобретая соответствующие права и обязанности. Такого рода деятельность в некоторых случаях влечет за собой привлечение бюджетных учреждений к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
В ходе реализации мер гражданско-правовой ответственности периодически возникают ситуации, когда денежных средств учреждения недостаточно для своевременного расчета с кредиторами. В отличие от предприятий, у бюджетных учреждений практически не бывает свободных денежных средств, так как их использование строго регламентировано определенным целевым назначением, указанным в их учредительных документах. Но помимо денежных средств у бюджетных учреждений есть еще и имущество, как переданное им учредителем, так и приобретенное за счет средств, полученных от деятельности учреждения.
Однако, несмотря на наличие имущества у учреждения, кредиторы, как правило, стремятся воспользоваться предусмотренной гражданским законодательством возможностью получить удовлетворение за счет денежных средств федерального органа исполнительной власти, учредившего соответствующее бюджетное учреждение. И федеральному органу исполнительной власти зачастую приходится «расплачиваться за чужие грехи» (вариант «платить по чужим счетам») в результате чего, интересам государства может быть причинен весьма значительный ущерб. Но ведь при этом зачастую и у самого учреждения-должника бывает, что имеется возможность самому ответить по своим долгам принадлежащим ему имуществом и самому понести бремя расплаты за свои ошибки, не перекладывая эту миссию на плечи федерального органа исполнительной власти, который зачастую не имеет никакого отношения к факторам, повлекшим наступление ответственности учреждения.
Вот для того, чтобы не отвечать по долгам своих учреждений или делать это не во всех случаях, и должны быть созданы определенные предпосылки. Главной предпосылкой, позволяющей оградить себя от всеобъемлющей ответственности по долгам своих учреждений является юридически грамотная разработка их учредительных документов, что находится в полной власти учредителя. Для того чтобы сделать это наилучшим образом, необходимо досконально разобраться в правовой сущности такого явления, как субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений.
Субсидиарной ответственности в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) посвящена отдельная статья
· 399. Эта статья устанавливает общие принципы дополнительной ответственности лица отвечающего за неисполнение должником своих обязательств.

1 2 3 4


Группа: Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти
Категория: Научные труды