О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы




Так, если военнослужащий самовольно оставит место несения пограничной службы, оставив без охраны вверенные ему важные объекты, то его действия могут образовать оконченный состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 341 Уголовного кодекса РФ, хотя бы охраняемому объекту и не был причинен вред. Если же при этом наступят тяжкие последствия, для предупреждения которых назначен данный пограничный наряд, то содеянное надлежит квалифицировать по ч. 2 ст. 341 Уголовного кодекса РФ.
Вред может выражаться в противоправном изменении установленного порядка пересечения Государственной границы, в нарушении юридическими и физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, причинении ущерба населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.д.
Возможность наступления такого вреда определяется в каждом случае конкретно, т.е. выясняется, создавали ли допущенные нарушения реальную угрозу наступления вредных последствий для безопасности государства.
Под тяжкими последствиями, предусмотренными ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УК РФ, понимается наступление значительного вреда как для интересов государственной безопасности, так и для других охраняемых законом объектов. К таким последствиям могут быть отнесены: гибель людей, проникновение на территорию Российской Федерации диверсантов, вооруженное вторжение на территорию Российской Федерации, нападение на пограничные заставы и посты.
В том случае, когда причинение вреда или наступление тяжких последствий не связано с интересами безопасности государства, оснований для квалификации нарушений правил несения пограничной службы по ст. 341 УК РФ не имеется, и военнослужащий должен нести ответственность в зависимости от характера охраняемого законом объекта, которому причинен вред.
Кроме того, по каждому делу необходимо установление причинной связи между допущенными нарушениями и наступлением вреда или созданием угрозы его наступления.
Установление причинной связи имеет целью выяснить, явились ли наступившие последствия результатом допущенного нарушения правил несения пограничной службы. При отсутствии причинной связи между нарушением правил несения пограничной службы и наступившими вредными последствиями последние не могут быть вменены в вину лицу, нарушившему указанные правила. Однако и наличие причинной связи между деянием и вредным последствием само по себе не является достаточным основанием для уголовной ответственности. Для этого необходимо наличие и всех других признаков состава преступления, в частности признаков, характеризующих субъективную сторону и субъекта преступления.
Субъективная сторона преступления
Нарушение правил несения пограничной службы относится к таким преступлениям, которые могут быть совершены как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (по преступной самонадеянности или преступной небрежности). Некоторые нарушения могут быть совершены только умышленно (самовольное оставление места несения пограничной службы, пропуск лиц и запрещенных грузов через Государственную границу РФ за вознаграждение, несообщение о замеченном нарушителе или непринятие мер к его задержанию). Другие нарушения совершаются по неосторожности (несоблюдение порядка применения оружия и нарушение правил обращения с оружием, недостаточная бдительность при несении службы в пограничном наряде и т.п.). Но есть и такие нарушения, которые совершаются как умышленно, так и по неосторожности (сон на посту, нарушение маршрута движения пограничного наряда и др.).

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды