О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы




Объективная сторона преступления
Нарушения правил несения пограничной службы могут быть совершены как путем общественно опасного действия, запрещенного этими правилами, так и путем преступного бездействия, т.е. несовершения того, что пограничник мог и обязан был сделать в соответствии с предписаниями Временного Устава Пограничных войск РФ. В нем указаны действия, которые запрещается совершать лицам, входящим в состав пограничного наряда, и в то же время содержатся предписания, обязательные для исполнения при несении пограничной службы.
Поэтому, если военнослужащий самовольно оставляет место несения пограничной службы или самостоятельно отключает сигнализационные средства, нарушает правила обращения с оружием в пограничном наряде и т.п., то он тем самым грубо нарушает правила несения пограничной службы путем активных действий. И, наоборот, если пограничник уснет на посту или по невнимательности отклонится от указанного маршрута движения, а в это время злоумышленники нарушат Государственную границу РФ, или же он вопреки Временному Уставу Пограничных войск РФ не сообщит о замеченном нарушителе или не примет мер к его задержанию, не применит оружия в случае, когда правила несения пограничной службы предусматривают его использование, то этим он проявит преступное бездействие, которое, как и преступное действие, в равной степени является общественно опасным.
В диспозиции ст. 341 Уголовного кодекса РФ говорится о «нарушении правил несения пограничной службы» и тем самым прямо указывается на характер деяния, являющегося составной частью объективной стороны данного преступления. Однако диспозиция лишь в самой общей форме указывает на нарушение правил несения пограничной службы и не раскрывает содержания преступных действий, не содержит непосредственного описания признаков состава предусмотренного в ней преступления, а отсылает для установления конкретных нарушений к закону «О Государственной границе Российской Федерации», Временному Уставу Пограничных войск РФ и другим нормативным правовым актам. Конкретное определение признаков состава преступления зависит, таким образом, от содержания тех правил несения пограничной службы, которые нарушены в данном случае и которые предусмотрены Временным Уставом Пограничных войск РФ. Такая конструкция нормы закона (бланкетная) объясняется невозможностью и нецелесообразностью перечисления в диспозиции всех тех правил несения пограничной службы, за нарушение которых военнослужащие могут быть привлечены к уголовной ответственности.
При нарушении правил несения пограничной службы всегда создается угроза причинения вреда интересам безопасности государства, поэтому сам факт нарушения этих правил является общественно опасным и образует оконченный состав преступления, независимо от дальнейших последствий. Наступление материально выраженных последствий не является обязательным элементом объективной стороны состава этого преступления. Они рассматриваются лишь как отягчающее обстоятельство и учитываются при квалификации преступления в качестве квалифицирующего признака.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды