О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


О.А. Яловой. Уголовно-правовая характеристика нарушений правил несения пограничной службы




На практике имеет место привлечение к несению пограничной службы на сухопутной границе гражданских лиц, что предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами. Основной принцип этого привлечения заключается в делегировании Федеральной пограничной службой России ряда своих полномочий в деле защиты и охраны государственной границы определенным категориям граждан, объединенных в соответствующие организации. При этом выполнение ими подобных функций может осуществляться как безвозмездно, так и на основе оплачиваемого трудового или иного договора.
В качестве примера можно привести привлечение казачества к охране и защите государственной границы.
Как правило, казаки несут службу совместно с пограничными нарядами, выступая в качестве проводников, ведут наблюдение за подступами к инженерным системам на линии государственной границы, осуществляют контроль за соблюдением гражданами режимных правил в пограничной полосе и т.п.
В последнее время на отдельных контрольно-пропускных пунктах морских и речных портов к несению пограничной службы в органах пограничного контроля стали привлекаться вачманы.
Вачманами (т.е. часовыми, караульными) являются гражданские лица, прошедшие военную службу, входящие в охранные организации и соответствующие требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим службу по контракту.
Отношения между подобного рода организациями и ФПС регулируются договорами об оказании вачманских услуг. Наиболее распространенным видом несения вачманской службы являются часовые у трапа морских судов заграничного следования. Фактически вачманы исполняют те же обязанности, что и военнослужащие ОКПП, но без оружия. При этом на должностных лиц ОКПП возложена обязанность контроля за несением вачманской службы присущими формами и методами работы (путем внезапных проверок, скрытых наблюдений, пусками «учебных» нарушителей и т.п.).
Как лица, входящие в состав казачьих формирований, несущих службу по охране государственной границы совместно с пограничными нарядами, так и вачманы в морских портах не относятся к специальному субъекту воинских преступлений и к уголовной ответственности по названной статье могут привлекаться лишь как соучастники, причем с учетом характера и степени фактического участия каждого из них в совершении преступления и только в случае, если за совершенное преступление привлекается военнослужащий ФПС по ст. 341 УК РФ. В случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам, остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление. При решении вопроса об ответственности указанных лиц за самостоятельно допущенные нарушения при исполнении ими своих должностных обязанностей следует иметь в виду, что они привлекаются к ответственности не по ст. 341 УК РФ, а в соответствии с главой 30 УК РФ. При этом также решается вопрос об ответственности по ст. 341 УК РФ должностных лиц ФПС РФ, ответственных за организацию и контроль деятельности вачманов, казачьих подразделений и т.п. с учетом степени их вины.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды