И.В. Шульгин. Пограничная служба Российской Федерации: военная организация, правоохранительный орган или специальная служба? — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


И.В. Шульгин. Пограничная служба Российской Федерации: военная организация, правоохранительный орган или специальная служба?




Исходя из этого определения, как и в предыдущем случае, можно выделить ряд характерных черт, присущих исключительно правоохранительным органам:
1. Правоохранительные органы создаются для охраны законности.
2. Основными функциями правоохранительных органов являются: обеспечение безопасности, правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
3. Внутреннее содержание функций правоохранительных органов составляют предусмотренные федеральным законодательством особые мероприятия властно-распорядительного характера, осуществляемые при использовании специальных сил, методов и средств деятельности.
Приступая к рассмотрению понятия
·специальная служба
·, следует прежде всего определить, а может ли оно быть равнозначным таким понятиям, как
·военная организация
· и
·правоохранительные органы
·, или нет. Видимо, нет. Представляется, что два вышеуказанных понятия сами по себе более объемны по содержанию, а также пределам тех явлений, которые составляют их внутреннее наполнение. Такой вывод можно сделать прежде всего потому, что не любой правоохранительный орган может быть по сути специальной службой, но любая специальная служба в свою очередь является правоохранительным органом, и это факт. Впрочем, как и не любая военная организация, так же может быть правоохранительным органом. Следовательно, понятие
·специальная служба
· логически включается в понятие
·правоохранительный орган
·, но, однако, в тех случаях, когда есть достаточные основания так полагать. Такими основаниями мы склонны считать ряд характерных черт, присущих этим явлениям, к которым в частности относим:
- специальные службы создаются для обеспечения государственной безопасности в различных сферах (безопасность внутренняя, внешняя, экономическая, пограничная и т.д.);
- наделяются правом осуществления разведывательной, либо контрразведывательной деятельности в пределах своей компетенции или правом осуществления обоих этих видов деятельности, как одного из основных способов реализации поставленных задач;
- используют в рамках определенных федеральным законом в основном не гласные методы и средства достижения поставленных задач, причем адекватные угрозам безопасности личности, общества и государства.
Исходя из изложенного выше, под специальными службами следует понимать создаваемые в установленном федеральным законом порядке для обеспечения государственной безопасности самостоятельные, централизованные и относительно независимые (в том числе и друг от друга) государственные органы, наделенные правом осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, как одного из основных способов реализации поставленных задач и использующие в рамках определенных федеральным законом в основном методы и средства деятельности негласного характера, причем адекватные возникающим угрозам безопасности личности, общества и государства.
Теперь, определив понятия, положенные в основу данной темы, обратимся к нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность Пограничной службы России. Это необходимо прежде всего для того, чтобы выявить соотношение сформулированных выше определений с теми правовыми предписаниями, которые изложены в нормах соответствующих законов и подзаконных актов. В свою очередь на основе логического сопоставления исследуемых явлений можно будет дать обоснованный и мотивированный ответ на вопрос, предопределивший название данного исследования.

1 2 3 4 5 6 7 8


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды