И.В. Шульгин. Пограничная служба Российской Федерации: военная организация, правоохранительный орган или специальная служба? — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


И.В. Шульгин. Пограничная служба Российской Федерации: военная организация, правоохранительный орган или специальная служба?




Пограничная служба Российской Федерации: военная организация, правоохранительный орган или специальная служба?
Преподаватель кафедры УПД МВИ ФПС России капитан юстиции Шульгин И.В.

Любое государство, как известно, начинается с границ. Именно граница является той точкой отсчета, которая предопределяет начало и в то же время окончание пределов действия государственного суверенитета на определенной территории. Учитывая это, большинство стран мира прилагают значительные усилия по обеспечению действенности института суверенитета и в том числе посредством осуществления комплекса мероприятий, направленных на организацию надежной охраны собственных границ. Для реализации этой задачи они, как правило, создают специально уполномоченные по охране границы органы, либо передают охранные функции полицейским или сугубо военным ведомствам. Так, например, в Литве это пограничные подразделения Департамента охраны края, в Турецкой республике, приграничные группировки Сухопутных войск и командование береговой обороны Министерства внутренних дел, в Иране - это Силы охраны правопорядка, в Соединенных Штатах Америки - Береговая охрана Министерства транспорта США и Национальная гвардия, структурно входящая в состав сухопутных сил. В России же охрану государственной границы осуществляет орган, специально созданный на рубеже 1993-94 годов для этих целей - Пограничная служба РФ. Но что же такое Пограничная служба России по сути? Каковы ее место и роль в механизме государственной власти? И самое главное, к какому типу государственных органов ее можно отнести: военным, правоохранительным или специальным службам? Вряд ли кто-то с твердой уверенностью сегодня может ответить, на эти казалось бы, на первый взгляд не существенные и простые вопросы. Единодушия здесь нет даже между самими сотрудниками Пограничной Службы России. Вместе с тем все эти вопросы представляются достаточно важными постольку, поскольку полные и объективные ответы на них формируют у общества, отдельных граждан, самих сотрудников пограничной службы определенные представления о целях и задачах деятельности по охране государственной границы, о характере правоотношений, складывающихся в этой области и порядке их регулирования, о должном отношении к выполнению своих служебных обязанностей и понимании ответственности перед обществом и государством.
В настоящей работе мы хотим представить собственное видение данных проблем, причем основанного прежде всего на глубоком анализе некоторых исторических аспектов становления и функционирования пограничной охраны России, имеющейся нормативно-правовой базы, регламентирующей спектр пограничных вопросов и с учетом практической деятельности органов и войск Пограничной службы России в условиях новейшего времени.
Конституция Российской Федерации провозглашает (ст. 2):
·Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
· обязанность государства
·. В соответствии с этим основополагающим постулатом государство разрабатывает и создает систему особых органов исполнительной власти, предназначенных для защиты прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, суверенитета и территориальной целостности государства. Наряду с этим оно осуществляет комплекс мер, направленных на повышение эффективности деятельности этих органов.

1 2 3 4 5 6 7 8


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды