В.В. Цуканов. Нормативно-правовая база Российской Федерации и пограничная безопасность — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


В.В. Цуканов. Нормативно-правовая база Российской Федерации и пограничная безопасность




Нормативно-правовая база Российской Федерации и пограничная безопасность
Старший преподаватель кафедры ОРД МВИ ФПС России подполковник Цуканов В.В.

Главная цель пограничной политики - защита национальных интересов и обеспечение пограничной безопасности на государственной границе и в пограничном пространстве Российской Федерации.
В связи с происшедшими событиями распада СССР и образования СНГ в настоящее время половина субъектов Российской Федерации являются приграничными, на территории которых проживает 43 процента населения страны, а новая государственная граница проходит с суверенными государствами, раннее бывшими в составе СССР, причем на многих участках она не делимитирована и недемаркирована, проходя по административным границам бывших республик.
Проблемы ведения реформ привели к ослаблению потенциалов России в политической, экономической, военной, научно-технической и других сферах жизнедеятельности государства, снизили статус государства на внешнеполитической арене, что незамедлительно выразилось в территориальных притязаниях ряда сопредельных государств по отношению к России.
Формирование нового облика государственной границы - границы, открытой для свободного общения людей и развития всестороннего международного сотрудничества, осуществляемое в настоящее время, в силу несовершенства правового обеспечения пограничной политики и, как следствие, правового обеспечения ее главной цели - пограничной безопасности, происходит на фоне сложной оперативной обстановки, сложившейся в пограничных пространствах нашей страны.
Основными факторами, оказывающими существенное влияние на складывающуюся оперативную обстановку (чей вектор развития направлен в сторону осложнения) на современном этапе, являются:
- активизация разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств на государственной границе и в пограничных пространствах, а также ведение этой деятельности с территорий сопредельных государств;
- "прозрачность" границ стран бывшего Союза ССР;
- необорудованность "новых" границ России в инженерном и пограничном отношениях;
- отсутствие должного режима охраны границы;
- отставание законодательной базы в области пограничной политики от происходящих в стране демократических преобразований и реформ;
- отсутствие тесной взаимосвязи между принимаемыми законами;
- противоречивость одних и тех же положений, изложенных в различных законодательных актах;
- недостаточная ориентация законодательных актов на перспективу, с учетом происходящих в стране политических, экономических и гуманитарных преобразований;
- сформировавшийся раннее механизм обеспечения пограничной безопасности как составной части общего обеспечения безопасности страны не соответствует приоритетным задачам в этой области и многие другие.
Исходя из различных трактовок пограничной безопасности мы так или иначе понимаем, что пограничная безопасность - это состояние защищенности государственной границы и пограничного пространства от различного вида потенциальных и реальных угроз как внешнего, так и внутреннего характера, достигаемое совместными усилиями всех полномочных органов федеральной власти в пограничной сфере.

1 2 3


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды