Ю.В. Стельмашук. Финансово-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


Ю.В. Стельмашук. Финансово-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации




Финансово-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации
Адъюнкт кафедры СЮД МВИ ФПС России ст. лейтенант Стельмашук Ю.В.

В соответствии с Законом РФ «О безопасности» пограничные войска отнесены к силам обеспечения безопасности. В Законе РФ «О государственной границе РФ» также говорится, что защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории. Меры же по охране Государственной границы рассматриваются в названном Законе как пограничные меры и входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Место и роль ФПС России в системе обеспечения безопасности Российской Федерации определяется значимостью национальных интересов, непосредственно реализуемых на государственной границе и в пределах приграничной территории, а также наличием ряда реальных внешних и внутренних угроз безопасности России, проявляющихся в пограничном пространстве. Так, к числу основных угроз можно отнести:
- активизация терроризма и рост числа других преступных акций на государственной границе и в приграничных районах;
- расширение контрабандной деятельности;
- браконьерская деятельность как отечественных, так и иностранных криминальных структур (особенно в морских пограничных пространствах);
- наличие высокой социально-этнической напряженности в приграничных субъектах Российской Федерации;
- опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в приграничных районах в результате аварий, стихийных бедствий, эпидемий, экологических и других катастроф на территории государств ближнего зарубежья; и другие угрозы.
В сложившихся условиях ФПС России должна своевременно и эффективно предотвращать и пресекать эти угрозы. В связи с этим не последнее место занимает проблема совершенствования финансирования ФПС России, т.к. обеспечение ее деятельности достаточными финансовыми ресурсами необходимо в интересах безопасности государства.
Финансирование ФПС России сегодня нельзя назвать удовлетворительным. Существуют проблемы, связанные с обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия, обустройством органов пограничной службы и государственной границы, техническим обеспечением. Так, заложенная наукоемкость (НИОКР/закупки) Программы вооружения ФПС России на 1996-2005 гг. составила 2% при среднем уровне наукоемкости остальных силовых структур 50,5%.
Техника стареет, выходит из строя. Однако при этом необходимо не просто укомплектование ФПС России техническими средствами, а оснащение ее образцами новейших технологий и современной специальной пограничной техникой. Этот вопрос в особенности актуален для пунктов пропуска через государственную границу и подразделений, охраняющих территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации. В результате недофинансирования снижается эффективность охраны государственной границы. Если десять лет назад сигнализацией были прикрыты 85% сухопутных границ, то уже в 1997г.
· только 20%. Из-за незаконного лова рыбы в наших водах мы ежегодно теряем около 10 миллиардов рублей. Из Российской Федерации бесконтрольно уходят лес, нефть, цветные металлы и другие богатства. При этом под недофинансированием следует понимать не только несвоевременное выделение средств, но и их предоставление согласно бюджету в столь малом объеме, что это не может обеспечить нужды ФПС России, решить существующие проблемы и эффективно реализовать свои возможности.

1 2 3 4


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды