В.В. Сидорин. Поддержание правопорядка в Вооруженных Силах, правоохранительных органах, ФПС России как форма обеспечения национальной и пограничной безопасности — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


В.В. Сидорин. Поддержание правопорядка в Вооруженных Силах, правоохранительных органах, ФПС России как форма обеспечения национальной и пограничной безопасности




Опыт зарубежных стран и отечественная история развития военно-уголовного законодательства свидетельствуют о целесообразности регулирования вопросов уголовной ответственности военнослужащих и других субъектов военно-служебных отношений в специальном военно-уголовном правовом акте. Представляется, что в современной России имеются необходимые условия для принятия, к примеру, Закона «Об уголовной ответственности военнослужащих», который в последующем подлежит включению в УК в качестве его самостоятельной, кроме Общей и Особенной, части.
2. Военно-уголовное законодательство, являясь обязательным атрибутом правовых систем современных государств, находится на стыке двух отраслей права - уголовного и военного, поэтому чаще всего именуется военно-уголовным. В отдельных странах военно-уголовное законодательство настолько обособлено от уголовного права, что по существу представляет собой подотрасль права (ФРГ).
Военно-уголовное законодательство проходит этапы становления и развития в соответствии с военно-правовой идеологией и принципами, принятыми в том или ином государстве, а также несет на себе отпечаток принадлежности к соответствующей правовой семье. В связи с этим можно выделить романо-германское (Франция, Германия) и англосаксонское (Великобритания, США) военно-уголовное законодательство.
Становление российского военно-уголовного законодательства и его развитие до октября 1917 года проходило в рамках романо-германской правовой семьи. В советский период оно приобрело черты социалистического права. В постсоветское время отечественное военно-уголовное законодательство формируется как составная часть единого уголовного права страны, переживающей переходный период от социализма к рыночным отношениям.
3. Военно-уголовное законодательство состоит из норм, в которых определены особенности применения к военнослужащим и лицам, приравненным к ним, институтов и норм Общей части уголовного права, а также сформулированы конкретные составы преступлений, в основном воинских (против военной службы).
4. В современном военно-уголовном законодательстве, состоящем главным образом из норм с описанием конкретных составов воинских преступлений, содержится ряд положений, которые можно отнести к Общей части уголовного права. Эти положения в одних странах имеют форму законченной Общей части военно-уголовного закона (ФРГ) или кодекса военной юстиции (Франция), в других
· без всякой системы расположены в статьях военно-правовых актов (США, Великобритания), в третьих - изложены в несистематизированном виде в уголовном кодексе (Россия).
Законодательный опыт России и других стран свидетельствует, что оптимальная структура Общей части военно-уголовного законодательства должна содержать, как минимум, нормы, определяющие:
- пределы действия военно-уголовного законодательства в пространстве и по кругу лиц;
- понятие воинского преступления (преступления против военной службы);
- особенности применения к военнослужащим общих видов уголовных наказаний;

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды