П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения




Исследуя различные исторические источники, приходишь к такому выводу, что правового режима государственной границы в том содержании, который на сегодняшний день закреплен в федеральном законе Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года, ранее у пограничников конечно не было. Однако отдельные элементы (правила) его отражены в некоторых источниках, и в частности установлены были правила пересечения государственной границы лицами, ввоза, вывоза товаров и иных ценностей: монеты, меди, прогона скота, для обеспечения личной и государственной безопасности пограничной стражей могло применяться оружие и др. Следует отметить гуманность нормативных актов, в которых предписывалось применение оружия «только после двойного оклика и после оказания сопротивления, но с возможною однако умеренностью»
15 сентября 1893 года на основании Указа Александра III Правительствующему сенату был образован Отдельный корпус пограничной стражи, подчинявшийся министру финансов.
Главной обязанностью ОКПС являлось «отвращение тайного провоза товаров по сухопутной и морским границам европейской части России и Закавказья, по границам Великого княжества Финляндского и Закаспийской области, на правом берегу реки Пяндж и Аму-Дарьи. На корпус также был возложен карантинный надзор на границе, надзор в политическом и полицейском отношениях в интересах МВД».
В последующем обязанности ОКПС были конкретизированы. Они сводились к следующему:
«1. Не допускать водворения контрабанды и перехода лиц через границу не в указанных местах.
2. Всех людей, незаконно перешедших границу со всем, что при них окажется, задерживать и препровождать в таможенные учреждения.
3. Охранять черту государственной границы и не допускать, чтобы в 875-саженной полосе от границы возводились без разрешения начальства новые постройки.
4. Задерживать всех бродящих при границе дезертиров, бродяг, бескартных и порубщиков казенного леса и не допускать на границе сборищ подозрительных лиц, хотя бы они и не были вооружены и не имели при себе товаров»
·

·Что же касается еще одной новой задачи
· осуществления карантинного надзора, то следует отметить: все карантинные учреждения состояли в ведении МВД, и ближайший надзор за ними возлагался на губернатора и градоначальника по принадлежности. Он осуществлялся в тех местах морской границы, где не было карантинных учреждений, и только здесь чины пограничной стражи должны были наблюдать за тем, чтобы заграничные суда не приставали к берегу, а население не общалось с командами судов».
Каков вывод можно сделать из вышеизложенного по поводу наличия в нормах царского Указа элементов правового режима государственной границы?
Во всех 4-х пунктах нормативного акта, регулировавшего службу пограничников ОКПС, содержатся правила режима государственной границы:
- перемещение товаров и грузов через государственную границу;
- пересечение государственной границы лицами со всем тем, что при них окажется «не в указанных местах», с последующем препровождением в таможенные учреждения. Последнее связывалось с тем, что главной функцией ОКПС являлась все-таки экономическая. Она и не могла быть другой, так как ОКПС был учрежден при министерстве финансов;

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды