П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения




Возникновение государственной границы связано с территориальными разграничениями первых в истории человечества государств. Границы между рабовладельческими государствами стали исторически первым типом международных (государственных) границ. Однако на первом этапе развития рабовладельческих государств длительное время не существовало общего понятия границы. Лишь в развитом рабовладельческом государстве (например, в Афинах) впервые стали обозначать государственную границу специальными знаками. Сначала они мало чем отличались от знаков, которыми владельцы отмечали рубежи своих владений, но в последующем приобрели определенную форму. Сухопутные и водные границы между государствами определяются заинтересованными сторонами договорным путем. Позже сухопутная граница обозначается на местности пограничными знаками. На Руси такое обозначение государственной границы произошло не сразу, этому предшествовала большая работа наших предков по обустройству границ, начиная с 9 века н.э.
Особую роль в истории становления и развития государственных границ России, ее обозначения на местности внесли русские князья Олег, Владимир, Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие руководители государства Российского и особенно «служилые люди и казаки».
В связи с набегами на Русь кочевников с юго
·востока и юга выставлялись заставы. Позже строились засечные черты, линии в виде валов с фортификационными сооружениями высотой до 10 м, окопов, создавались заставы, укрепленные пункты, города
·крепости, в которых, как правило, находились поселенные войска. А в XVIII в. существовали гарнизоны городов
·крепостей, которые составляли до 1,5 тыс. человек (Орел, Путивль, Севск, Псков, Тверь, далее Тамбов, Воронеж, Ростов
·на
·Дону, Черкассы, Грозный, Царицын (Волгоград), Астрахань, Челябинск, Актюбинск, Томск, Новосибирск, позже Караганда, Верный (Бишкек), Алма
·Ата, Ташкент, Ашхабад, Чита, Якутск, Албазино, Благовещенск-на
·Амуре, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Петропавловск
·Камчатский и другие. В зависимости от складывающейся политической обстановки менялись населенные пункты, города и другие составляющие системы безопасности Российского государства, система охраны государственной границы). Все вышеуказанные оборонительно
·сторожевые средства прикрывались конными разъездами и пешими стражниками. Известны попытки обозначения всей линии границы рвами, ограждениями и другими знаками. Например, сухопутная русско-турецкая граница в 1856 г. на всем протяжении была обозначена канавой шириной 142 см (по верху) и глубиной 70 см.
Государственная граница является не только естественным, но и важнейшим политическим и правовым фактором во взаимоотношениях государств, тем правовым пределом, в рамках которого находят свое самоопределение нации.
Рассмотренные выше вопросы юридической природы государственной территории, территориального верховенства, содержания принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ, понятия и видов государственной границы имеют исходное, определяющее значение для уяснения конкретных вопросов правового режима государственной границы и ее охраны в целях обеспечения национальной безопасности России.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды