П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения




4. Четвертая точка зрения по вопросу правового режима государственной границы изложена в курсе учебника «Международное право» в главе 6 доктором юридических наук Ю.Н.Малеевым достаточно оригинально и с определенными новациями. В частности им излагается следующее:
4.1. «Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.
Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами-участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств-участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). «
·Какие бы прозрачные государственные границы ни существовали между государствами СНГ, представляется, что они должны быть в обязательном порядке урегулированы в международно
·правовом отношении. А вопросы их режима действительно могут иметь исключения по воле сторон представителей, народов, населяющих указанные государства.
Ю.Н.Малеев впервые вводит в своем труде такие понятия, как «внешние и внутренние границы СНГ».
Важным в его изложении материала по рассматриваемой нами проблеме является и то, что он дает отсылку по режиму государственной границы к федеральному закону РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года, и развивая дальнейшее обсуждение проблемы, включает следующие международные правила: «Договоры о границах принципиально отличаются от других договоров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой причине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоятельств). Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года
·».
При рассмотрении оснований изменения государственных границ Ю.Н.Малеев считает, что таким правовым изменением являются результаты «редемаркации государственной границы на основе двустороннего протокола». Автор с таким утверждением не согласен потому, что в ходе редемаркации осуществляется уточнение линии прохождения государственной границы на местности согласно ранее заключенному международному договору, возможно, обозначение ее дополнительными пограничными знаками, но изменений территории не происходит, а если таковое осуществляется по договору смешанными комиссиями сопредельных государств, то тогда мы имеем дело с цессией или обменом территориями, которые осуществляются одновременно в процессе редемаркации.

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды