П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


П.И. Осипов. Понятие и содержание правового режима государственной границы РФ: проблемы, поиски и решения




Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем:
1. Щсуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной территории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий.
2. Обмен участками территории (цессия) между государствами или их уступка на основании международного договора, подлежащего ратификации.
3. Редемаркация границы на основе двустороннего протокола.
Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режим в целях обеспечения неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и пр.».

Общие выводы по проблеме правового режима государственной границы
Нами рассмотрены четыре точки зрения на проблему правового режима государственной границы. Из изложенного, на взгляд автора, вытекают следующие выводы:
1. Первая точка зрения. В рассматриваемом труде Л.Оппенгейма рассматриваемый нами вопрос отражения не нашел.
2. Вторая точка зрения доктора юридических наук, профессора Яновского М.В. изложена в главе 16 «Территория и другие пространства. Общие вопросы» курса «Международное право», изданного в Москве издательством «Юридическая литература» в 1982 году.
На взгляд автора, суждения по рассматриваемой проблеме доктор юридических наук Яновский М.В. осуществляет не совсем корректно, мешает между собой содержание различных международно
·правовых и национальных административно-правовых режимов, регулирующих различные общественные отношения, возникающие на государственных границах государств. Не дает понятия или определения правовому режиму государственной границы, точное его содержание. Данный раздел учебника вреден для обучаемых и лиц, которые будут им руководствоваться в части, касающейся, так как он вносит множество неточностей по рассматриваемой проблеме международного права (см. вышеизложенную точку зрения доктора юридических наук Яновского М.В.).
3. Третья точка зрения излагается на эту же проблему в курсе «Международное право», изданном в Москве в 1987 в издательстве «Юридическая литература» доктором юридических наук, профессором Клименко Б.М. в главе 16 «Территория и другие пространства» (См.: С. 358-361).
В §3 доктор юридических наук, профессор Клименко Б.М. рассматривает очень кратко, делая отсылку к закону, дает определение режима государственной границы, чем крайне кратко раскрывает его содержание, указывая на правила пересечения государственной границы и урегулирование инцидентов пограничными комиссарами (представителями). На взгляд автора представляется, что краткость изложения материала в учебнике Б.М.Клименко по режиму государственной границы связана с ограничениями заказчика по объему изложения проблемы. Представляется, что изложенный материал Б.М.Клименко продуман и более грамотнее изложен по отношению к исследуемым материалам других авторов.

4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды