В.Б. Ивасенко. К вопросу о правовом обеспечении противодействия незаконному обороту наркотиков на государственной границе — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


В.Б. Ивасенко. К вопросу о правовом обеспечении противодействия незаконному обороту наркотиков на государственной границе




В условиях прозрачности границ между странами СНГ, особую тревогу вызывает ежегодно увеличивающийся поток наркотиков из стран «Золотого полумесяца» (Иран, Афганистан, Пакистан). Каналы формирующиеся на территории Исламской Республики Афганистан проложены через территорию пяти Центральноазиатских государств (Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Казахстан), с последующим транзитом через территорию РФ в страны Западной Европы. Однако, анализ изъятий из незаконного оборота наркотических средств в регионах России показывает перепрофилирование конечной точки наркотрафика - вместо стран Европы - территория РФ, что вполне укладывается в схему разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и в первую очередь разведывательного сообщества США.
В частности, за период 1994 -1999 годов российскими пограничниками только в Республике Таджикистан изъято свыше 7,5 тонн наркотических средств, пресечено свыше 1000 вооруженных попыток перемещения наркотиков через границу. Кроме того, наблюдается опасная тенденция реструктуризации наркоконтрабанды, то есть замещение «легких» наркотиков (маковая соломка, марихуана), более «жесткими» (опий, героин). Так, например если в 1997 году героин составлял менее 1% (26,3 кг.) от общего объема задержанных российскими пограничниками наркотиков, то в 1998 году - уже до 11% (202,8 кг.), а в 1999 году - 35% (427,4 кг.); только в одном случае - 31 июля 1999 года в одной партии задержано 109 кг. героина. Еще одним наглядным примером, является следующий - до начала 90-х годов «кокаинистов» и «героиноманов» насчитывались единицы. В 1996 году на стационарном лечении в НИИ наркологии находилось «героиновых наркоманов» уже более 30% от всех других наркозависимых. А к 1999 году их стало почти 80%.
Распространение героина по регионам также приняло обвальный характер. Так, если в 1996 году он изымался в 14-ти регионах страны, в 1997 году - на территории 43-х субъектов Федерации, в 1998 году - до 68-ми республик, краев и областей.
Отмечается высокая активность наркоконтрабандистов и на российско-казахстанской границе, протяженность которой составляет порядка 7,5 тыс. километров. За период с 1997 по 1999 годы на этом участке задержано более 1,5 тонн наркотических средств и психотропных веществ. Наиболее знаковыми примерами, могут являться факты изъятия 21 января 2000 года на ОКПП «Астрахань» - 220 кг. героина; в апреле 2000 г. на омском направлении - 650 кг. конопли и т.д.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости усиления противодействия контрабанде наркотиков именно на государственной границе и пограничном пространстве Российской Федерации. Одним из ведущих направлений данной деятельности является улучшение нормативно-правовой базы органов и войск ПС РФ. Так, требуется внесение отдельных дополнений и изменений:
В Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» -
В частности :
1. В ст.13 п.4 необоснованно применён исчерпывающий перечень органов имеющих право на использование объектов и помещений без лицензии, для хранения изъятых из незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а в ст.15 п.2 касающейся ограничений в отношении хранения, в которых отсутствует ФПС России. Логический и сравнительный анализ законодательных текстов настоящего и иных законодательных актов, как и накопленный опыт применения оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с наркопреступностью указывает на целесообразность дополнения в данный перечень - ФПС России.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды