П.А. Довгаль. Уголовно-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


П.А. Довгаль. Уголовно-правовые аспекты обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации




Анализ санкций, предусмотренных за преступления в пограничной сфере, говорит о том, что их размер не достаточно полно отражает характер и степень общественной опасности этих деяний с учетом оперативной обстановки на Государственной границе и в морском пограничном пространстве на современном этапе. И в первую очередь это относится к преступлениям, посягающим на установленные порядок и правила осуществления хозяйственной, промысловой и иной деятельности на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов. В настоящее время по официальным данным один только нелегальный экспорт морских биологических ресурсов наносит ущерб в 2,5 млрд. долларов ежегодно, при этом в действительности цифра эта значительно больше. В связи с этим представляется необходимым принять ряд мер, направленных на предупреждение незаконного промысла биоресурсов, в том числе и уголовно-правового характера, а именно - ужесточение санкций за преступления в этой сфере.
Существенным недостатком уголовного законодательства является отсутствие нормы, устанавливающей уголовную ответственность за незаконную миграцию. Как показывает практика, часть 1 статья 322 УК РФ, предусматривающая ответственность за пересечение Государственной границы без установленных документов и надлежащего разрешения, не обеспечивает решения проблемы привлечения к ответственности незаконных мигрантов, зачастую пересекающих границу по действительным документам, но без указания действительной цели въезда в страну. Эти действия не охватываются диспозицией части 1 статьи 322 УК. Калининградским региональным управлением на основе опыта прибалтийских государств был подготовлен проект статьи, предусматривающей уголовную ответственность за незаконную миграцию (статья 3221). Однако существенным недостатком конструкции этого состава является то, что в диспозиции предложенной нормы не раскрывается содержание объективной стороны данного преступления, то есть нет определения того, какие именно действия следует квалифицировать как незаконную миграцию. Введение в уголовное законодательство статьи 3221 в такой редакции не позволит реально применять данную норму и противодействовать демографической экспансии сопредельных государств. В связи с этим необходим комплексный подход к решению данной проблемы, предполагаюющий не только внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс, но и разработку целого ряда нормативных правовых актов (в частности - Положения об иностранных гражданах).
Еще одно важное направление совершенствования уголовного законодательства как элемента системы обеспечения пограничной безопасности связано с дальнейшим единением России и Белоруссии. Процесс создания Союзного государства неизбежно потребовал определения новых подходов к обеспечению пограничной безопасности нового государственно-территориального образования, в том числе сближения и унификации законодательства двух стран. Создание единой взаимоувязанной и согласованной системы уголовного законодательства Союзного государства является одним из направлений совершенствования системы борьбы с преступлениями в пограничной сфере. Основы решения данной проблемы частично были заложены в программе Союза Беларуси и России "Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года", утвержденной решением Высшего Совета Союза Беларуси и России от 22 января 1998 г.
·5.

1 2 3 4 5 6


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды