А.Г. Винниченко. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы правового регулирования пограничного режима в интересах обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации — ВоенПрав 
Научные труды > Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России > Правовое обеспечение пограничной безопасности России


А.Г. Винниченко. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы правового регулирования пограничного режима в интересах обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации




Статья 3 Закона гласит, что охрана государственной границы осуществляется органами и войсками ФПС России в пределах приграничной территории. И здесь возникает вопрос. Как мы можем осуществлять охрану Государственной границы в пределах приграничной территории, контролировать соблюдение правил пограничного режима в условиях, когда режимные правила приграничной территории введены только в пределах пограничной зоны? Если нет режима, то и нечего контролировать. Второй вопрос. Статья 30 Закона РФ «О Государственной границе РФ» предоставляет пограничным войскам право проверять документы у лиц в пределах всей приграничной территории, въезд, пребывание и передвижение, в которой Законом не определен. Исходя из этого, целесообразно в Законе определить пограничный режим на приграничной территории и его содержание, при этом руководствоваться не узковедомственными интересами, а, прежде всего, интересами обеспечения безопасности государства и реализации пограничной политики РФ при строгом соблюдении прав и свобод граждан. В контексте рассматриваемой проблемы значительный интерес представляет вопрос установления пограничного режима на границе РФ с бывшими союзными республиками. При определении содержания режима и его пространственного размаха следует учитывать существующие и возможные угрозы со стороны сопредельных государств, незавершенность пограничного разграничения с бывшими союзными республиками, недостаточное финансирование Пограничной службы России и невозможность в ближайшем будущем закрыть границы войсковыми силами и средствами (погз, погк, пого). Анализ этих и других условий на границах с бывшими республиками приводит нас к выводу о том, что самым незатратным процессом создания условий для охраны границы на этих направлениях будет совершенствование пограничного режима, заключающегося во введении дополнительных правил пограничного режима на приграничной территории, и законодательное закрепление прав и обязанностей войск и органов Пограничной службы по контролю за его выполнением.
Совершенно очевидно, что существующие сегодня нормативные документы и, в частности, данная статья Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», определяющие содержание пограничного режима, не отвечают его предназначению, что подтверждается практикой войск и органов Пограничной службы России.
Анализ обстановки в пределах приграничной территории ряда региональных управлений, особенно демографической обстановки, также подтверждает, что в содержании и установлении пограничного режима имеется масса нерешенных вопросов.
События нашего времени показывают, что установленная 5-километровая полоса вдоль государственной границы РФ, в которой действуют правила пограничного режима, не обеспечивает в должном порядке своевременного выявления и задержания лиц, прибывающих в указанную зону с преступными намерениями как с территорий сопредельных государств, так и с территории России. Встает вопрос и о том, что в настоящее время, когда государственная граница является «прозрачной», когда не хватает достаточного количества личного состава, было бы целесообразным пограничный режим установить на большую глубину вдоль Государственной границы России, хотя бы в пределах административных границ приграничных районов или в иных разумных пределах по решению Правительства России в интересах обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

1 2 3 4 5 6 7


Группа: Правовое обеспечение пограничной безопасности России
Категория: Научные труды