В.Н. Батищев, А.В. Белоусов. Психологическая готовность и профессиональная способность военнослужащего к боевой деятельности — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2005 г. > № 9


В.Н. Батищев, А.В. Белоусов. Психологическая готовность и профессиональная способность военнослужащего к боевой деятельности




Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил. Именно представителями прогрессивного типа поведения следует в первую очередь комплектовать те учебные заведения, которые готовят военнослужащих для особо ответственных профессий.
Однако наряду с общими военно-профессиональными способностями задачей специалиста по профессиональному психологическому отбору является оценка и учет при распределении по специальностям специальных военно-профессиональных способностей, которыми может обладать кандидат на военную службу.
В структуре специальных способностей можно выделить ведущие, дополняющие и второстепенные. Например, при отборе юношей на водительские профессии в качестве ведущих качеств рассматриваются: устойчивость к распределению внимания, координация движений руками и ногами и другие характеристики специалиста, выделяемые как профессионально важные.
Дополняющими являются: ответственность, аккуратность, сообразительность, глазомер, пространственные представления.
Второстепенными являются: хороший слух, чувство ритма и т. п.
Аналогично можно рассматривать структуру специальных способностей и для других классов военных специалистов.
В настоящее время утвердилась точка зрения о необходимости проведения оценки военно-профессиональных способностей по комплексу свойств и качеств человека. При этом следует подчеркнуть, что каждый человек обладает такой системой качеств, которая позволяет ему достигнуть высоких результатов в ряде деятельностей. Нужно только найти для него этот вид деятельности. Недаром говорят: «Бесталанных людей нет, есть люди, занимающие не свое место или занимающиеся не своим делом».
Можно выделить следующие направления развития психологической способности военнослужащего к боевым действиям:
научно обоснованный профессиональный психологический отбор, данные которого дополняются сведениями о состоянии здоровья и физического развития, материалами, характеризующими морально-нравственные качества, уровень знаний, умений и навыков кандидата на военную службу по контракту;
воспитание эмоционально-волевых и моральных свойств личности, которые позволили бы ей не только подавлять эмоции, но и управлять ими, преобразуя их в источник силы и энергии;
3) создание наиболее благоприятного психологического климата в воинском коллективе и оптимизация условий выполнения своих обязанностей.
Итак, профессиональная способность к ведению боевых действий зависит от степени сформированности индивидуально-психологических качеств воина, которые определяют успех только в определенной сфере военной деятельности и выступают предпосылками его дальнейшего профессионального роста. Однако эти предпосылки могут реализоваться при устойчивой направленности военнослужащего на освоение данной деятельности, его убеждённости в своем предназначении.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Группа: № 9
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"