В.Н. Батищев, А.В. Белоусов. Психологическая готовность и профессиональная способность военнослужащего к боевой деятельности — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2005 г. > № 9


В.Н. Батищев, А.В. Белоусов. Психологическая готовность и профессиональная способность военнослужащего к боевой деятельности




Элементарные частные способности присущи не всем людям. Это такие способности, например, как музыкальный слух, глазомер, критичность мышления и т. д.
Помимо разграничения по содержанию, способности делятся также по уровню их развития, где в качестве крайних вариантов выделяют неспособность и гениальность. В качестве одной из уровневых характеристик способностей выделяют одарённость. Одаренностью обычно называют преимущественную пригодность к какой-либо деятельности. У военнослужащего может быть благоприятное сочетание способностей к службе в подразделении связи, водительской профессии или какой-либо деятельности. По достигнутым успехам непосредственные командиры о нем могут говорить как об одаренном специалисте.
Неспособность определяется структурой качеств личности, включающей отрицательные для боевой деятельности черты. Так, неспособность различать звуковые сигналы низких частот рассматривается как качество, определяющее неспособность призываемого на военную службу к деятельности гидроакустика. Как отрицательные качества для специалистов Воздушно-десантных войск и войск специального назначения могут рассматриваться низкая выносливость, слабые волевые качества. Это, естественно, только частные примеры.
Нередко качества человека, являющиеся отрицательными для одной деятельности, выступают как положительные для другой. Так, умение длительно поддерживать заданный высокий уровень работоспособности, без необходимости мгновенной мобилизации сил, может обеспечить успешное выполнение деятельности, например, оператора станции разведки и целеуказания. Его задачей является непрерывное, в течение смены, наблюдение за приборами. В то же время это же качество будет нежелательным для оператора наведения, потому что его деятельность предполагает наличие способности к быстрой мобилизации и мгновенной реакции на возникшую ситуацию.
Тренировка органов чувств и развитие профессиональных качеств восприятия может осуществляться ускоренно и эффективно посредством специальных психотехнических упражнений и тренировок.
Упражнение «ориентирование в пространстве» предназначено для развития чувства «внутреннего видения», образного макетирования окружающей обстановки, формирования своеобразного «внутреннего компаса».
Упражнение «глазомер» предназначено для повышения точности восприятия пространственно-временных и скоростных характеристик обстановки. Могут использоваться также упражнения: «время»
· для различения временных отрезков, обозначенных любыми звуками, «голос»
· для повышения точности различения человеческих голосов, «звуки»
· для формирования навыков идентификации звуков, их источников и ориентирования в звуковом пространстве, «осязание»
· совершенствование навыков восприятия объектов с помощью органов осязания без участия других анализаторов.
Причину непобедимости армии А.В. Суворова его современники видели в том, что «последний солдат, попавший в сферу его влияния, узнавал и практически, и теоретически боевое дело лучше, чем теперь его знают в любой европейской армии в мирное время, не исключая и самых образованных. Развитие сметки и особенно упорства, характера, притупление инстинкта самосохранения, насколько это возможно в живом существе, укрепление ума последнего солдата положительным знанием военного дела
· вот суворовская система во всём её простом и осязательном величии».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Группа: № 9
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"