В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, Научные труды, Монографии

Другой ограничивающей свободу передвижения мерой пресечения является домашний арест.
Сущность данной меры пресечения в современном законодательстве заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения обвиняемого, подозреваемого, а также в запрете общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи. Ограничения по запрету общаться с определенным кругом лиц, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи исходя из смысла ч. 2 ст. 107 УПК РФ являются дополнительными и конкретно указываются в определении или постановлении суда.
Таким образом, основное ограничение, связанное с применением данной меры пресечения, заключается в том, что обвиняемый и подозреваемый не свободен в передвижении, т.е. не вправе покидать место своего постоянного или временного проживания (квартиру, дом, дачу и т.д.).
Домашний арест по тяжести неблагоприятных последствий идет непосредственно после заключения под стражу, в силу чего, порядок его избрания осуществляется только по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для заключения под стражу. Кроме этого, законодатель засчитывает время домашнего ареста в срок содержания под стражей.
Норма о применении домашнего ареста в качестве меры пресечения вступила в действие относительно недавно с 1 июля 2002 года. В связи с чем, ее исполнение является затруднительным, поскольку нет надлежащих механизмов, регулирующих ее порядок, не определены конкретные органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением, как самого домашнего ареста, так и установленных ограничений. Действующим законодательством не определен и порядок продления данной меры пресечения в случае затягивания следствия. Представляется правильным в таком случае применять аналогичные нормы, предусматривающие порядок продления сроков содержания под стражей.
Другой ограничивающей свободу передвижения мерой пресечения в отношении военнослужащих является наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК). Данная мера пресечения избирается только с согласия военнослужащего. Ее суть состоит в ограничении некоторых прав военнослужащего и постоянном персональном контроле над его действиями со стороны командования. Эти меры направлены на пресечение попыток со стороны военнослужащего, воспрепятствовать предварительному расследованию или судопроизводству по делу и обеспечение его явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда. В комментарии к УПК РФ справедливо отмечается о целесообразности применения такой меры пресечения только к военнослужащим, находящимся на казарменном положении, т.е. к военнослужащим, которые располагаются в казармах на территории воинской части. В этом случае возможен полный контроль за военнослужащим со стороны командования. Кодекс не содержит конкретных мероприятий, применяемых для обеспечения этой меры пресечения, но указывает, что они предусматриваются Уставом. В соответствии с Общевоинскими уставами, в частности, могут приниматься меры, обозначенные в Инструкции органам дознания Вооруженных Сил РФ, такие как: запрет доступа к оружию; запрет направления на работу в не части в одиночном порядке; постоянное наблюдение со стороны непосредственного начальника, запрет несения караульной службы и других ответственных нарядов. Однако эти запрещенные действия сопряжены с обязанностями военнослужащих. Иное дело обстоит с их правами, например, с правом на еженедельное увольнение. Реализация этого права исключает полный контроль командования за военнослужащим и не обеспечивает целей, для которых эти меры избираются. В свою очередь, Устав внутренней службы ВС РФ, на который ссылается УПК РФ содержит ограничение этого права военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только в случае реализации дисциплинарного взыскания в виде «лишение очередного увольнения» (ст. 244 УВС). В силу этого, ограничение данного права при иных обстоятельствах должно признаваться незаконным. Конечно, контроль за военнослужащим не утрачивается, если он убывает в увольнение в составе команды, для посещения культурно-массовых мероприятий.

66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86


Группа: Монографии
Категория: Научные труды