В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, Научные труды, Монографии

В директиве круг военнослужащих, чье право на выезд подлежит ограничению, сужается. В таком виде ограничения ближе к первому варианту толкования ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·», что соответствует надлежащему правовому регулированию ограничения права военнослужащих на выезд. Однако директива является актом низшей юридической силы, нежели приказ министра обороны, следовательно, ограничения права на выезд в отношении иных, не указанных в директиве военнослужащих сохраняются.
С 1995 года в Вооруженных Силах РФ активно набирает обороты организованный туризм с участием туристического агентства «Воентур», впоследствии преобразованного в туристическую компанию «ВСК
·Тур». В связи с этим, правовое регулирование ограничения прав военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации осуществляется в основном актами, регламентирующими организованный туризм военнослужащих. С указанного момента в Министерстве обороны РФ было принято достаточно большое количество актов, предусматривающих, такую форму организованного отдыха военнослужащих. Содержащиеся в них ограничения прав военнослужащих не носили ярко выраженного характера и регулировались указаниями первого заместителя Министра обороны. В дальнейшем регулировании вопросов организованного туризма в актах Министра обороны и его первого заместителя правоограничительные нормы не встречаются, однако в них присутствует отсылка к установленному порядку отбора кандидатов на выезд за пределы страны.
Вместе с тем, организованный в Министерстве обороны туризм через «ВСК
·Тур» сам по себе является правоограничительным, так как фактически является обязательным для военнослужащих желающих отдохнуть по туристическим путевкам за границей. Указанная туристическая компания предлагает поездки в 16 стран мира и в страны СНГ. В связи с этим, выезд военнослужащих в другие страны в качестве туристов практически запрещен.
Таким образом, в Вооруженных Силах РФ правовое регулирование ограничения выезда военнослужащих за границу имеет свои особенности, предусматривающие расширенные основания ограничения, расширенный круг лиц право, которых ограничивается, ограниченный перечень стран, в которые разрешен выезд по туристическим путевкам.
Все это указывает на то, что ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·» толкуется как предоставляющая дополнительные полномочия командованию в разрешении вопроса о выезде военнослужащих за границу.
Однако, как указывалось ранее, применение данной нормы в таком смысле не соответствует конституционным принципам ограничения основных прав и свобод.
Теперь вернемся к первоначально поставленному вопросу. Для чего законодатель в ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·» определил особую разрешительную систему выезда для военнослужащих, указав при этом общие для всех основания ограничения, среди которых, связанные с профессиональной деятельностью людей, касаются их осведомленности с государственной тайной? Почему, например, существует отличие в порядке выезда за границу старшего научного сотрудника «гражданского» НИИ и находящегося на аналогичной должности военнослужащего, если они ознакомлены с документами одинаковой степени секретности? Надеемся, это не означает пониженное доверие к военнослужащим со стороны государства.

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81


Группа: Монографии
Категория: Научные труды