В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, Научные труды, Монографии

Согласно ст. 10 п. XV заключения Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 25 января 1996 г.
· 193 по заявке России на вступление в Совет Европы, Россия обязалась «немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами
·».
Европейским Судом по правам человека еще не предпринималось толкование оснований ограничения прав на выезд мотивированных необходимостью охраны национальной безопасности, однако исходя из вышеуказанных «замечаний» к России, надо полагать, толкование будет не в пользу ограничений, мотивированных сохранностью государственной тайны.
Таким образом, в связи с принятыми Россией обязательствами возможна дальнейшая отмена данного основания ограничения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·» выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может быть осуществлен при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Толкование данной статьи по нашему мнению является не однозначным, в связи с чем, возникают сомнения в ее конституционности. Представим два упрощенных вариантов ее толкования.
1) Данное в ст. 19 Федерального закона указание законодателя можно толковать как формализацию процедуры ограничения права на выезд, по основаниям установленным в ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·». То есть, например, командир в установленном порядке согласовывает с органами защиты государственной тайны степень осведомленности военнослужащего со сведениями, содержащими государственную тайну, после чего принимает решение, о применении или не применении ограничения, которое оформляется соответствующим образом в порядке установленном Правительством РФ. Данное толкование позволяет утвердительно говорить о конституционности рассматриваемой нормы, но возникает, в таком случае, вопрос о целесообразности ее введения. Если все граждане Российской Федерации одинаково могут быть ограничены в правах, тогда почему только для военнослужащих вводится какой-то особенный порядок оформления этих ограничений.
2) В данном варианте разрешение командования на выезд военнослужащих за пределы страны рассматривается как предоставление командованию более широких полномочий, в том числе и по дополнительному ограничению данного права в случае не разрешения выезда военнослужащего.
На сходной позиции стоит Военная Коллегия Верховного Суда. В мотивировочной части решения от 5.04.2001 г.
· ВКПИ 01-14 по гражданскому делу по заявлению Юшкова С.В. о признании незаконным постановления Правительства РФ от 19 декабря 1997 года N 1598, суд отмечает, что «применительно к закрепленному в ч.2 статьи 27 Конституции РФ праву на свободный выезд за границу такое ограничение установлено не только ст.15, но и статьей 19 Закона N 114-Ф3
·.при этом законодатель не связывает возможность отказа в разрешении на выезд за границу лишь с обстоятельствами, указанными в статье 15 закона N 114-ФЗ».

58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78


Группа: Монографии
Категория: Научные труды