В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства


В.Е. Фортушин. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, Научные труды, Монографии

Ограничения прав военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации, обусловленные военно-служебной деятельностью, на этом не исчерпываются. Выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может быть временно ограничен на основании п. 1) ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации
·». Ограничение может вводиться в связи с допуском военнослужащего к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», если он заключил контракт, предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления военнослужащего со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями,
· до истечения срока ограничения, установленного контрактом или в соответствии с Федеральным законом.
В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых военнослужащий был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в контракте срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный контрактом, со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.
Указанные основания ограничений прав на выезд из страны введены в целях недопущения распространения сведений относящихся к государственной тайне, защиты прав и обеспечения безопасности граждан. Ограничение выезда граждан, в том числе и военнослужащих, ознакомленных, с государственной тайной, на первый взгляд, соответствует Конституции Российской Федерации и международным стандартам ограничения прав человека, так как они направлены на обеспечение охраны государственной безопасности. В п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Страсбург, 16 сентября 1963 г.) обеспечение охраны государственной (национальной) безопасности обозначается в качестве цели ограничения прав каждого, кто законно находится на территории государства на выезд из страны.
Однако в мировом сообществе ограничения, мотивированные осведомленностью со сведениями государственной тайны не признаются обоснованными. Так, 26 июля 1995 года Комитет ООН по правам человека рассмотрел периодический доклад Российской Федерации о принятых ею мерах по реализации положений данного Пакта. Комитет рекомендовал не только упразднить на всей территории России институт прописки, но и «принять дальнейшие меры, с тем, чтобы привести закон, касающийся права покидать страну, в полное соответствие с обязательствами государства-участника согласно пунктам 2 и 3 ст. 12 Пакта, и в частности снять ограничения, применяемые в отношении лиц, имеющих доступ к информации, представляющей собой государственную тайну».

57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77


Группа: Монографии
Категория: Научные труды