О.А. Борисов. Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства — ВоенПрав 
Журналы РОД "За права военнослужащих" > > 2004 г. > № 1


О.А. Борисов. Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства


О.А. Борисов. Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства, Российский военно-правовой сборник, 2004 г., № 1

Таким образом, в условиях военной службы интересы человека ущемляются практически по всем элементам безопасности, поэтому обеспечение безопасности человека в условиях военной службы, особенно законодательным путем, приобретает особую значимость.
Правовую основу обеспечения безопасности определяет Закон РФ от 5 марта 1992 г.
· 2446-1 «О безопасности». Значимость этого документа состоит в том, что он закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, принципиально меняет взгляды на концепцию безопасности, выдвигая на первое место основное право гражданина 
· на охрану жизни и здоровья.
Безопасность военной службы является одной из составляющих безопасности человека. Забота о безопасности человека активизируется и в военной сфере. Директивой Министра обороны РФ
· Д-10 от 12 июля 1997 г. утверждена Концепция безопасности военной службы, определившая объекты и субъекты безопасности военной службы, принципы ее обеспечения, угрозы безопасности военной службы и направления обеспечения безопасности военной службы.
Под безопасностью военной службы понимается такое состояние военной службы, которое обеспечивает защищенность военнослужащего, местного населения и окружающей среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ.
Среди направлений обеспечения безопасности военной службы выделяется ее правовое регулирование. Конституционные положения о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства и нашли свое дальнейшее развитие, в том числе и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. Следует отметить, что современное законодательство признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые, согласно Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы России.
На безопасность военной службы влияют различные факторы. Один из них 
· недостаточная правовая регламентация обеспечения безопасности военной службы. Специального закона о безопасности военной службы нет. Однако в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется ряд нормативных правовых актов, которые обязывают командиров (начальников), других должностных лиц принимать меры по обеспечению безопасности военной службы. Отдельные положения об этом закреплены в Уставе внутренней службы ВС РФ, где это понятие употребляется. Так, в ст. ст. 17 и 72 Устава предусматривается обязанность каждого военнослужащего, и командира в том числе, соблюдать требования безопасности военной службы. Но при этом предметное обозначение содержания безопасности военной службы и ее регламентация отсутствуют. В перечне лиц, на которых Уставом специально возлагается обязанность по обеспечению военной службы, указаны лишь командир полка (ст. 90), командир взвода (ст. 147) и солдат (ст. 155). Согласно содержанию ст. ст. 147 и 155, к безопасности военной службы отнесены лишь требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой и вооружением, а также требования пожарной безопасности. Другие аспекты безопасности в Уставе представлены в виде общей задачи сохранять здоровье военнослужащего, а также обязанности военнослужащего «не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств» (ст. 13).

1 2 3 4


Группа: № 1
Категория: Журналы РОД "За права военнослужащих"