К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Вместе с тем выделение военно-экономической безопасности в самостоятельную категорию вынуждает различать группы внутрисистемных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития военной экономики, и надсистемных показателей, в которые показатели военной экономики входят своими составными частями.
Поэтому более логично рассматривать военно-экономическую безопасность как составную часть и вид военной безопасности. В этом случае в систему показателей военной безопасности можно ввести систему общих показателей, характеризующих состояние военной безопасности в целом, и частных показателей, оценивающих отдельно военно-экономическую безопасность.
Основополагающим показателем, характеризующим военно-экономическую безопасность государства, является допустимый уровень расходов на оборону и содержание военной организации государства, определяемый их долей в ВВП (уровень ежегодного финансирования военной организации государства). Переходная экономика России, в условиях системного кризиса, оказалась неспособной нести на себе бремя высоких военных расходов. До 1990 года СССР тратил на военные нужды, по различным оценкам, 13
· 15 % ВВП, что позволяло иметь Вооруженные Силы с большой численностью личного состава. Содержать такую огромную армию в условиях экономического кризиса стало невозможно, поэтому военные расходы были резко уменьшены и составили в годы реформирования экономики от 5,5 до 2,6 % ВВП. Большинство специалистов считают, что минимальный требуемый объем военных расходов должен быть на уровне 3,5 % от ВВП. Практически при благоприятных показателях развития экономики России в период 2001
· 2010 годов доля военных расходов в ВВП может составить 3,3
· 3,5 %.
Важным показателем военно-экономической безопасности является соотношение расходов на содержание военной организации (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих, расходы на оплату горючего, транспорта и коммунальные расходы) и на ее техническое оснащение (НИОКР, закупки ВВТ, ремонт и капитальное строительство). Такой показатель называют долей расходов на содержание Вооруженных Сил. В 2001 году данный показатель определялся на уровне порядка 0,68. В период до 2005 года он может быть доведен до уровня 0,6.
Следующим показателем военной и военно-экономической безопасности является численность Вооруженных Сил. Еще в 1858 г. известный генерал от инфантерии Н.Н. Обручев справедливо обращал внимание, что если государство, обязанное заботиться о развитии всех сторон своей жизни, имея средства на содержание только 50000 войска, сформирует себе армию в 100000 и будет долго упорствовать в этой цифре, то неминуемо придет к одному из следующих результатов: 1) или, при цветущей военной стороне, все прочие начала его жизни начнут глохнуть; 2) или армия его, где каждые два человека будут жить содержанием, достаточным лишь одного солдата, подвергнется всевозможным лишениям, будет заваливать госпитали, терпеть большую смертность, опустится в нравственном отношении и вообще сделается непрочною, недоброкачественною; или же 3) если государство, не соображаясь с своими средствами, не будет ни в чем ограничивать своих расходов, оно быстро войдет в долги, по которым не в состоянии будет платить процентов, уронит свой кредит и постоянными дефицитами так расстроит свою финансовую систему, что не в силах будет содержать даже и небольшую армию. Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни.

69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89


Группа: Монографии
Категория: Научные труды