К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Положение о целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации вытекает из территориального верховенства Российской Федерации. Как справедливо отмечено в юридической литературе: «Вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении Российской Федерацией целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутриполитическому аспекту суверенитета Российской Федерации».
Российский юрист А. Эртель в конце XIX века пишет: «Каждый народ дорожит своею национальностью, как плодом своего исторического развития. Сохранение ее неприкосновенности составляет одно из важнейших благ его. Таким образом, в числе прочих целей государства является и цель самозащиты. Но народ, стоящий на известной ступени культуры и цивилизации, стремится не только к сохранению своей типичности, но старается еще о распространении ее извне, он старается не только о своем развитии в прогрессивном отношении, но в отношении к пространству. Отсюда возникает возможность столкновения интересов и борьбы с соседями, а, следовательно, и право защиты от внешних посягательств».
Государственная целостность
· одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Она закреплена в статьях 4 (часть 3), 5 (часть 3), 8, 65, 67 (часть 1), 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации. Государственная целостность
· важное условие равного правового статуса всех граждан независимо от места их проживания, одна из гарантий их конституционных прав и свобод.
Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятой 24 октября 1970 года Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».
Обеспечение суверенитета одна из важнейших функций государства. В русской дореволюционной юридической науке взгляд на суверенитет как на необходимый признак государства развивали Шершеневич, Палиенко, Ивановский и др.
Понятие «суверенитет» наиболее емко сформулировано И.Д. Левиным в 1948 г. Он справедливо подчеркивает, что суверенитет есть состояние полновластия государства на своей территории и его независимости от других государств.
Суверенитет также является одним из основополагающих принципов конституционного, а также международного права, имеет две взаимосвязанные формы: национальный (народный) суверенитет и государственный суверенитет.
Национальный суверенитет, или суверенитет народа, означает, что только нация (народ) является основой государственности и источником государственной власти. Принцип национального суверенитета (суверенитет народа) утвердился как противопоставление абсолютной монархии: не Бог и не царь, а народ является хозяином своей судьбы, определяет формы государственного правления и устройства.

15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


Группа: Монографии
Категория: Научные труды