К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование) — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование)


К.В. Фатеев. Военная безопасность Российской Федерации и правовые режимы ее обеспечения (теоретико-правовое исследование), Научные труды, Монографии

Решение государством посредством осуществления военной деятельности задач и функций по защите конституционного строя, независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, обеспечении условий для мирного, демократического развития приводит к реализации интересов государства, которые существуют объективно и независимо от их нормативного закрепления в том или ином правовом акте. Однако для того, чтобы деятельность государства в том или ином направлении была легитимной необходимо юридическое закрепление функций государства в основном законе государства, его конституции.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 4) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, сущность которых заключается в следующем: целостность территории означает ее нераздельность, единство. Под неприкосновенностью территории понимается сохранение ее целостности, защита от посягательства со стороны другого государства или каких-либо политических сил.
Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Государственная территория рассматривается в трех аспектах: 1) как национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права; 2) как материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования); 3) как часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (п.4 ст. 2).
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не являются законными.
Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное решение вопроса поставило бы под сомнение правомерность многих сложившихся в ходе истории государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. государства взяли на себя обязательство «уважать территориальную целостность каждого из государств участников,
· воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34


Группа: Монографии
Категория: Научные труды