И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Умышленное разглашение государственной тайны предполагает сознание виновным, что предаются огласке сведения, составляющие государственную тайну, и желание, чтобы они стали достоянием постороннего лица (прямой умысел), если отсутствуют признаки государственной измены. Разглашение государственной тайны может совершаться и с косвенным умыслом. В этом случае лицо, сознавая факт предания огласке сведений, составляющих государственную тайну, не желает, чтобы эти сведения стали достоянием другого лица, однако допускает эту возможность.
При неосторожном разглашении государственной тайны в форме небрежности субъект не сознает, хотя по обстоятельствам дела должен был сознавать, что в результате его деяний государственная тайна может стать известна другим лицам. Неосторожное разглашение государственной тайны в форме легкомыслия будет в том случае, когда лицо, предавая огласке сведения, составляющие государственную тайну, легкомысленно рассчитывает, что они не станут достоянием посторонних лиц.
Для решения вопроса о наличии вины в действиях лица при разглашении государственной тайны важно установить, знало ли оно, что предаваемые им огласке сведения, содержат государственную тайну. Если будет установлено, что лицо не знало или не должно было знать о характере сведений, то в его действиях нет состава преступления.
3. Если разглашение осуществляется умышленно, то могут иметь место стадии совершения преступления. Приготовление или покушение образуют ситуации, когда по причинам, не зависящим от воли виновного - выданные им сведения не были восприняты посторонними лицами (вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и других причин).
4. При расследовании фактов разглашения, точному установлению подлежит характер преданных огласке сведений, а также сведения о том - какое конкретно требование действующих правил было нарушено. Степень секретности сведений устанавливается путем их сверки с действующими перечнями, а при необходимости
· проведением экспертизы компетентными органами.
При анализе состава преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ следует учитывать следующие положения:
1. Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, следует понимать объективную реальность, когда в результате того или иного неосторожного деяния лица, последние выходят из его непосредственного владения, вследствие чего наступают тяжкие последствия. Способы утраты могут быть различными, и для квалификации преступления они значения не имеют.
2. Для правильной квалификации утраты документов, содержащих государственную тайну, либо предметов, сведения о которых составляют такую тайну, представляется важным уяснение понятия
·выхода документов из владения соответствующего лица
·, которое выражается в преступном нарушении установленных правил, регламентирующих порядок обращения, пользования и хранения документов, содержащих государственную тайну. Утрата документов, как уголовно-наказуемое деяние - всегда является результатом такого нарушения.

73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93


Группа: Монографии
Категория: Научные труды