И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Утрата документов или предметов, содержащих сведения военного характера, доступ к которым ограничен органами государственной власти и военного управления, если утрата явилась результатом нарушения, установленных правил обеспечения сохранности указанных документов или предметов, и повлекла по неосторожности наступление тяжких последствий
·
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, совершенные в военное время или в боевой обстановке
·
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Анализ охраняемых военных сведений показал, что существуют и такие сведения военного характера, которые имеют определенное значение для внутрисистемной деятельности Вооруженных Сил РФ. Предложенная автором классификация относит их к военным сведениям ограниченного распространения. Очевидно, что разглашение их также не благоприятно отражается на военном управлении. Следовательно, ответственность за подобное посягательство может быть предусмотрена, например - в рамках Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил, но не регулироваться уголовно-правовыми нормами. На наш взгляд, нет необходимости в дополнительной криминализации подобного рода правонарушений совершаемых военнослужащими.
При анализе состава преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ следует учитывать следующие положения:
1. Под разглашением государственной тайны, следует понимать противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены или стали известны по службе или работе, и в результате чего эти сведения стали известными посторонним лицам.
Таким образом, объективная сторона состава разглашения государственной тайны характеризуется двумя существенными моментами:
а) совершение лицом определенного деяния, и
б) наступления, в результате совершенного деяния, вредных последствий, в форме - восприятия другим лицом, разглашенных сведений.
Лишь при наличии обоих указанных моментов можно говорить о разглашении государственной тайны. Для состава разглашения сведений, составляющих государственную тайну, не имеет значения, достоянием каких лиц стали эти сведения.
2. Для наличия состава разглашения, форма вины не имеет существенного значения, поскольку уголовная ответственность может наступить как при умышленном, так и неосторожном разглашении государственной тайны. Однако для установления степени общественной опасности совершенного преступления, и, следовательно, избрания в отношении виновного справедливой меры наказания - важно установить: совершено ли это деяние умышленно или неосторожно.

72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92


Группа: Монографии
Категория: Научные труды