И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Присяжные
· это те же судьи с правовой точки зрения. Но с другой стороны, возникает много технических моментов, которые создают определенную сложность в рассмотрении дел, связанных с государственной тайной судом присяжных. Например, формирование коллегии присяжных. Не каждый гражданин согласится давать подписку. Но самое главное, это то, что заседатели становятся пассивными носителями секретной информации, и естественно будут представлять особый интерес для спецслужб иностранных государств, в интересах которых работал подсудимый.
Несмотря на то, что суд присяжных прогрессивный и перспективный институт уголовного процесса, на наш взгляд, очень расширен перечень тех преступлений, которые ему подсудны. По всей видимости, целесообразно его сузить, прежде всего, по делам о преступлениях связанных со сведениями, содержащими государственную и военную тайну.
Сейчас никаких правовых оснований для того, чтобы ограничить конституционное право человека на осуществление правосудия, то есть рассмотрение дел тем судом, к подсудности которого оно отнесено, не существует.
Присяжные заседатели, давшие подписку, о неразглашении информации составляющую государственную тайну невольно становятся
·заложниками
· инструкций, определяющих ее сохранность.
По мнению практических работников органов военной юстиции, существует немало проблем в подборе присяжных и обеспечению их конфиденциальности. Например:
«Учитывая практику Московского областного суда, который уже давно рассматривает дела с присяжными, для того чтобы сформировать коллегию присяжных заседателей из 14 человек высылается более тысячи извещений кандидатам в присяжные. На эти 14 человек могут заявить по два отвода со стороны обвинения и стороны защиты. Оставшимся говорят: уважаемые присяжные, вы будете слушать дело, связанное с государственной тайной, разглашать сведения, которые вам станут известны нельзя. Если вы разгласите, будете привлечены к уголовной ответственности, подойдите и распишитесь. Человек пять отказываются. Значит, суд откладывается. Еще тысяча извещений, опять отбор
·Процесс начался. До прений дошли, большинство доказательств исследовали. Кто-то заболел из присяжных. Они распускаются, опять отбираются новые. Пассивных носителей секретной информации становится все больше и больше».
C этим выводом нельзя не согласиться. Чем больше лиц допускается к секретным сведениям, тем больше вероятность их разглашения
· что противоречит сущности концептуального подхода к охране государственной и военной тайны.
В частности в США существует 55 судебных систем. Это федеральная система и судебные системы штатов, а также судебные системы федерального округа Колумбия, Пуэрто-Рико и зависимых территорий. Кроме того, есть так называемые племенные суды, которые решают споры в индейских резервациях. Американская судебная система была спроектирована два века назад авторами конституции, которые не очень доверяли государственной власти. Фундаментальный элемент американской системы правосудия
· суды присяжных. Но в большинстве юрисдикций США присяжные решают менее 5 процентов рассматриваемых споров. Ощущение, что присяжные в Америке решают почти все споры, создано исключительно усилиями киноиндустрии.

68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88


Группа: Монографии
Категория: Научные труды