И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

в) лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
При этом необходимо учитывать, что ответственность по статье 284 УК РФ наступает только с наступлением тяжких последствий. В то же время разглашение государственной тайны (повлекшее, в принципе, те же самые тяжкие последствия) - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с обязательным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Складывается ситуация, когда при совпадении объекта, субъекта преступлений и наступлении аналогичных тяжких последствий, а также при одинаковом психическом отношении (вины) виновного к ним, (в случае, когда разглашение государственной тайны совершено по неосторожности) наступает повышенное, практически в двукратном размере наказание, при этом наказание относительно определенное, связанное с лишением свободы, а альтернативное наказание даже не предусмотрено в санкции.
Такое положение вещей объясняется, прежде всего, научной теорией, о формах вины, нашедшей отражение в уголовном Законе и практикой его применения.
По мнению Х.М. Ахметшина: «...разглашение государственной тайны представляет несравненно большую опасность, чем утрата документов, содержащих государственную тайну. Повышенная опасность разглашения государственной тайны обусловливается тем, что разглашение государственной тайны может быть совершено умышленно (преднамеренно), в то время
как утрата документов, содержащих государственную тайну, может явиться лишь следствием неосторожности лица».
Установление различного наказания за разглашение государственной тайны по неосторожности и за утрату документов, содержащих государственную тайну, по нашему мнению, отражает социальной характер общественной опасности названных преступлений.

Утрата документов, содержащих государственную тайну и должностные преступления, совершаемые военнослужащими
В следственной и судебной практике органов военной юстиции, при расследовании и рассмотрении уголовных дел, в отношении военнослужащих, связанных с утратой документов, содержащих государственную тайну, нередко возникают затруднения в отграничении состава утраты документов от смежных составов, в частности от воинских должностных преступлений, и от разглашения государственной тайны. В теории же уголовного права нет достаточно ясного и единообразного толкования по этим вопросам.
Различие между составом утраты документов, содержащих государственную тайну и воинскими должностными преступлениями, следует проводить по всем четырем элементам состава преступления.
Если непосредственным объектом утраты документов является сохранность государственной (военной) тайны, то объектом воинских должностных преступлений
· нормальная служебная деятельность командиров (начальников) и других лиц, исполняющих возложенные на них обязанности военной службы.

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81


Группа: Монографии
Категория: Научные труды