И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Основываясь на Законе «Об уголовной ответственности за государственные преступления», принятого 25 декабря 1958 года, М.А. Шнейдер подчеркивал: «Утрата документов и предметов, указанных в законе, есть потеря, неосторожное уничтожение или в иной форме выход из владения лица, которому они были доверены, явившийся результатом нарушения этим лицом правил обращения с указанными документами и предметами».
Особенностью этого определения является отсутствие в нем указания на то, что в результате выхода документов или предметов из владения, они становятся достоянием других лиц. Что, в свою очередь указывается некоторыми авторами как недостаток, поскольку утрата может повлечь определенные последствия.
В современном уголовном законодательстве, в соответствии с диспозицией ст. 284 УК РФ эти последствия могут реально наступить независимо от того, стали они достоянием других лиц, или не стали.
Например, военнослужащий потерял секретные документы особой важности, по строительству, стратегического атомного объекта на соответствующей режимной территории. Никто эти документы не нашел, но это повлекло колоссальные последствия. Как только факт утраты был установлен, пришлось полностью все перестраивать, менять коды, расположение объекта, документацию, технологию и т.д. Вооруженные Силы потеряли миллиарды рублей бюджетных средств. Разве в этом случае нет состава утраты?
Сам факт утраты не включает понятие «переход другому лицу». В законе не сказано о передаче. Утрата означает, что человек лишился возможности распоряжаться принадлежащей ему вещью, толи по небрежности, толи по легкомыслию
· это на квалификацию уже не влияет. Данное теоретическое обоснование проблемы, позволяет прийти к следующему выводу:
Под утратой документов, содержащих государственную тайну, а равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, следует понимать объективную реальность, когда в результате того или иного неосторожного деяния лица, последние выходят из его непосредственного владения, вследствие чего наступают тяжкие последствия.
В приведенном определении, основным и решающим является то положение, что утрата документов предполагает случаи выхода документов из владения лица. Факт создания возможности завладения этими документами другим лицом или другими лицами, естественно может предполагаться. Утраченные документы, содержащие государственную тайну, могут попасть к заинтересованным в них лицам и быть использованы во вред государству, его внешней и внутренней безопасности, что может повлечь более серьезные тяжкие последствия. Этим и определяется повышенная общественная опасность утраты документов, содержащих государственную тайну.
Проводя юридический анализ состава утраты документов, содержащих государственную тайну, предусмотренного ст. 284 УК РФ, следует указать, что по своему непосредственному объекту данное преступление не отличается от состава разглашения государственной тайны и все то, что излагалось об объекте посягательства при разглашении государственной тайны (ст. 283 УК РФ) полностью относится и к объекту посягательства при утрате документов, содержащих государственную тайну, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 284 УК РФ). И это вполне понятно, ибо утрата документов, содержащих государственную тайну, и разглашение государственной тайны являются лишь различными видами посягательства на сохранность государственной тайны.

53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73


Группа: Монографии
Категория: Научные труды