И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны — ВоенПрав 
Научные труды > Монографии


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны


И.А. Слободанюк. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны, Научные труды, Монографии

Прежде всего, указанные преступления отличает направленность на различные сферы общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Если объект выдачи государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям
· внешняя безопасность государства, то непосредственным объектом разглашения государственной тайны является сохранность государственной тайны.
Предметом преступлений, предусмотренных ст.ст. 275, 276 Уголовного кодекса РФ, могут быть любые сведения, составляющие государственную тайну, а при шпионаже также и иные сведения, если они передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.
Предметом же разглашения государственной тайны могут быть только сведения, составляющие государственную тайну.
В рассматриваемых преступлениях есть различие и в объективной стороне. Если при совершении государственной измены государственная тайна выдается иностранному государству, иностранной организации или их представителям, то при разглашении - сведения, составляющие государственную тайну, предаются огласке и становятся достоянием других лиц, которые не имеют права доступа к этим сведениям.
Имеются различия и в субъекте указанных преступлений. При выдаче государственной тайны иностранному государству и шпионаже субъектом может быть любое лицо (гражданин РФ
· по ст. 275 УК РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства
· по ст. 276 УК РФ), а при разглашении
· только лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе или работе.
Основное же различие между рассматриваемыми преступлениями следует проводить по субъективной стороне, точнее - по предметному содержанию прямого умысла.
Государственная измена может быть совершена только умышленно, причем - умысел может быть только прямой, а разглашение государственной тайны, предусмотренное ст. 283 Уголовного кодекса РФ, может быть допущено как по неосторожности, так и умышленно.
При государственной измене, умышленно выдавая иностранному государству, иностранной организации или их представителям государственную тайну субъект сознает, что эти сведения будут использованы в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, и желает этого. При разглашении же сведений, составляющих государственную тайну, возможность нанесения ущерба интересам внешней безопасности Российской Федерации не охватывается сознанием виновного.
Важным моментом в правильной оценке действий - является осознанность субъектом характера адресата, которому передаются сведения. Если лицо осознает, что разглашает сведения, являющиеся государственной тайной, иностранному государству, иностранной организации или их представителям, то тем самым оно осознает и тот факт, что действует в ущерб интересам государства. Для преступления, предусмотренного ст. 283 Уголовного кодекса РФ, характерно отсутствие сознания лицом факта, что оно действует в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Иными словами, у виновного отсутствует умысел на сообщение сведений какому-либо из адресатов выдачи государственной тайны
· иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71


Группа: Монографии
Категория: Научные труды